Фото: Tyrone Siu / Reuters

Фото: Tyrone Siu / Reuters

В 2016 году китайской компании Didi принадлежал крупнейший в мире шеринговый сервис такси. Ежедневно водители в Китае совершали 25 млн поездок – это больше, чем у конкурентов по всему миру вместе взятых. Такого успеха удалось достичь благодаря нескольким вещам. Во-первых, годом ранее компания купила китайский сервис такси Kuaidi. Во-вторых, добилась того, чтобы Uber ушел с китайского рынка. Препятствий для ведения бизнеса больше не было, поэтому Didi стала сокращать субсидии, выделяемые водителям и пассажирам.

В начале 2018-го Didi начала получать первую прибыль. Но примерно в то же время компания Meituan, которая предоставляла такие услуги, как доставку еды, покупку билетов в кино, резервирование отелей (одним словом, все то, что попадает под определение «от онлайна – к офлайну»), запустила собственный сервис такси. У него было несколько преимуществ по сравнению с Didi. Например, у водителей в качестве комиссии забирали только 8% выручки, а не 20%. Неудивительно, что таксисты перешли в новый сервис.

В марте Didi ждал новый удар. У дочки Alibaba, Gaode Map, которой принадлежит одноименный карточный сервис, появился карпулинг в городах Чэнду и Ухань. Водители брали к себе попутчиков, зарабатывали деньги и могли вообще ничего не отдавать сервису – он не брал с них комиссию. Через месяц – еще одна тяжелая новость для Didi. Крупнейший китайский туристический оператор Ctrip тоже запустил свой сервис такси по всей стране.

Доцент Гарвардской бизнес-школы Фен Чжу и ее профессор Марко Янсити в тексте, опубликованном в Harvard Business Review, задаются справедливым вопросом: почему Didi при все своем мощном старте не удалось стать главным такси-сервисом в Китае? Почему компания не смогла захватить весь рынок, как ей это предсказывали аналитики? Более того, почему одни платформы (Facebook, Airbnb, Alibaba) процветают, а другие (Uber и Didi) теряют деньги?