Фото: Maxim Zmeyev / Reuters

Фото: Maxim Zmeyev / Reuters

В ноябрьском номере научного журнала «Экономические стратегии» опубликована статья «Альфа-бизнес на российском продовольственном рынке». Ее авторы – главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Андрей Блохин, директор Центра развития потребительского рынка Московской школы управления «Сколково» Илья Ломакин-Румянцев и генеральный директор Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций Станислав Наумов. По мнению авторов, все игроки многоуровневой российской экономики могут быть разделены, по аналогии с антропологией и зоопсихологией, на альфа-, бета- и гамма-бизнес. К альфа-бизнесу отнесены отечественные компании, ставшие к концу 1990-х годов крупнейшими экспортерами (а затем глобальными компаниями), а также госкорпорации. К бета-бизнесу – крупные компании, являющиеся лидерами отраслей, секторов, рынков. К гамма-бизнесу – остальные.

Исследователи проанализировали особенности российского бизнеса на фоне аналогичной мировой иерархии, логику его трансформации и взаимодействие с государством, уделив особое внимание продовольственному рынку розничной торговли. С разрешения авторов «Деньги» публикуют их работу с сокращениями для удобства чтения.

Российский альфа-бизнес может иметь финансирование в среднем на уровне до 5% годовых (валютные кредиты и бесплатное госфинансирование), бета-бизнес – до 10% (облигации, преференции в банковском обслуживании, доступность средств отраслевых ведомств и региональных бюджетов), гамма-бизнес – 12–15% и более. Уплаченные гамма- и бета-бизнесом проценты за кредит возвращаются банками, соответственно бета- и в основном альфа-бизнесу в виде процентов по депозитам, через бонды и иными способами вознаграждения за обслуживание их денежных потоков.

Доминирование альфа-бизнеса над бета-бизнесом, а бета-бизнеса над гамма-бизнесом не следует смешивать с монопольным и олигопольным доминированием. Барьер входа на рынки с лучшими условиями создает не одна компания, а круговая порука многих компаний. Поэтому институциональное доминирование – более широкие понятие и явление, чем монопольное и олигопольное, включающиеся в него как частные случаи.

Параллели в названиях альфа-, бета- и гамма-бизнес с животным миром и социальными сообществами не следует принимать буквально. Так, альфа-, бета- и гамма-самцы – особи одного вида, они не бывают членами двух стай. Не существуют альфа- или бета-стаи. Львы альфа-самцы не создают охотничий альфа-клуб, более того, собранные искусственно альфа-особи (равно как и бета- или гамма-) быстро разделяются по трем уровням привычной им иерархии. В экономике компании могут одновременно быть лидерами одних рынков и гамма-участниками других. Малый альфа-бизнес иногда сильнее крупного бета-бизнеса. Допустимо участие в разных бизнес-ассоциациях, ведущих себя как альфа-, бета- или гамма-игроки. Однако общий принцип един: объединяясь в сообщества, участники стаи, социума или экономики принимают правила доминирования и следуют им.

Расслоение по размерам компаний – в мире и в России

Концентрация бизнеса, его расслоение по размерам и доминирование верхних уровней над нижними – норма для крупных развитых экономик. Следует ли Россия мировым трендам или отличается от них – тема отдельного исследования. Вопросы, какое место занимает российский бизнес в глобальной иерархии, какую институциональную ренту он отдает зарубежному альфа- и бета-бизнесу, как снизить эту «дань», заслуживают серьезного внимания. В статье они обозначены, но подробно не раскрыты. Разбираться в них нужно начиная с понимания российской и глобальной иерархии бизнеса.