Взаимоотношения военных и частного сектора в вопросах передовых технологий уходят корнями во времена формирования Кремниевой долины. В 1956 году состоялось первое в ее историиIPO – его прошла компания Varian, занимавшаяся поставками микроволновой техники для военных. А через год, в 1957-м, бывший президент компании Procter and Gamble, а на тот момент уже министр обороны США Нил Макэлрой представил Конгрессу свой проект под названием Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (ARPA, позже DARPA). Во многом управление возникло под влиянием «момента спутника», когда Советский Союз запустил в космос первый спутник и, казалось, обогнал США в научно-техническом развитии. DARPA не занималось исследованиями самостоятельно, вместо этого оно распоряжалось бюджетом и формировало заказы частному сектору и ученым.
В агентство стекались все передовые технологии, оно снимало сливки со всего технологического сектора. Компании, сотрудничавшие с агентством, знали только о своих технологиях, но не знали, чем занимаются другие подрядчики DARPA. В агентстве сами решали, с какой компанией поделиться технологией, разработанной конкурентами.
Из кураторства DARPA выросло невероятное количество основополагающих технологий: от компьютерной мыши и графического интерфейса до GPS и первых 3D-карт. Но главной заслугой агентства можно смело назвать создание интернета, который на ранних этапах разработки носил название ARPANET.
Естественно, все эти технологии придумали не военные и даже не бизнесмены. Их изобретали ученые, всегда связанные с университетами.
Расцвет DARPA пришелся на 1960-е и происходил на фоне войны во Вьетнаме и студенческих антивоенных протестов в США. Одна часть профессорского состава ведущих технических университетов поддерживала антивоенных студентов, а другая сотрудничала с военными в лице DARPA. Агентство консультировало, например, как эффективно использовать химическое оружие в джунглях и как лучше запугивать местное население.
Ведущие профессора вроде Ноама Хомского и прогрессивные студенты считали DARPA и сотрудничавших с ними университетских ученых пособниками кровавого режима, скрывающимися под «аурой науки». Особо ожесточенно прогрессивные активисты протестовали против первых версий интернета, изобретенных университетскими учеными на деньги военных. Конечно, никто не отказался от исследований и экспериментов на военные деньги, но множество протестовавших в 1960-х студентов впоследствии оказали коренное влияние на становление Кремниевой долины и IT-индустрии.
Несмотря на частое неодобрение со стороны публики, сотрудничество с DARPA всегда было желанным для ученых и бизнесменов. Кроме того, что военные из агентства были крупными заказчиками, они еще щедро спонсировали научные разработки, на которые у обычных компаний в условиях рыночной конкуренции не хватало денег. Бизнес требует окупаемости исследований и коммерческих результатов, в то время как военные, вооруженные бюджетными средствами, позволяли исследователям заниматься разработкой технологий, которые находятся за горизонтами текущего уровня науки и иногда десятилетиями лежат «на полке», дожидаясь подходящего момента для выхода в свет.
В одном из отчетов агентства говорится, что менеджеры DARPA «отказываются от проектов, если они недостаточно амбициозны и считают неудачи ценой за потенциальные революционные прорывы в развитии технологий». Позже этот подход перекочевал в крупные корпорации вроде Google, где сотрудников поощряют экспериментировать «просто так» и принципиально не ругают за провальные опыты.
В 1970-х военные первыми привели серьезные деньги в технологический частный сектор, в частности, в Кремниевую долину, и только в конце 90-х – начале 2000-х к вливаниям серьезно подключился финансовый сектор. Теперь у корпораций уже и без военных достаточно денег, чтобы позволять своим ученым свободный полет мысли. Они больше не нуждаются в кураторах из Пентагона, знают больше, чем военные, и могут сотрудничать с госзаказчиками на собственных условиях.