Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

Международная правозащитная группа «Агора» и общественная организация «Роскомсвобода» опубликовали доклад «Свобода интернета 2019: план “Крепость”». Доклад выходит ежегодно, лет около десяти уже, если я не ошибаюсь.

Удивительно, но в целом там все, скорее, оптимистично: интернет у нас в стране становится все более доступным, цены умеренные, скорости высокие, аудитория растет, и даже старшее поколение все активнее изменяет телевизору с ноутбуком или смартфоном. Уголовных дел стали меньше возбуждать благодаря частичной декриминализации пресловутой 282 статьи УК. Ну или вот, еще повод собой гордиться: «В “Индексе свободы прессы”, публикуемом “Репортерами без границ” (RSF), Россия со 148 опустилась на 149 место среди 180 стран, рейтинг страны ухудшился на 0,34 пункта. По оценке RSF, ситуация в России хуже, чем в Венесуэле, Камбодже и Палестине, однако лучше, чем в Беларуси, Турции и Азербайджане». А многие репрессивные законы, которых мы сильно опасались, как отмечают авторы доклада, либо вообще не применяются, либо применяются без всякого успеха.

Интересные у нас, конечно, причины для радости: не очень сильно проигрываем Палестине в международном рейтинге, к тому же люди, пытающиеся профессионально ломать нам жизнь, часто оказываются недостаточно компетентными для этого.

Других-то поводов нет: 38 человек по итогам года в тюрьме за слова, счет случаям ограничения свободы в интернете идет на сотни тысяч, и только два региона признаны в докладе «относительно свободными территориями»: республика Коми и почему-то Рязанская область. С Коми все более или менее понятно – там на громадных просторах людей осталось меньше миллиона, некого особенно ограничивать. А вот почему рязанские силовики работают без рвения – загадка. Надеюсь, выпишут им взыскания за халатность.

Но по-настоящему задела другая цифра. Упомянутая в связи с законом, который как раз отлично работает.

Навстречу славной годовщине

Скоро, между прочим, торжественная дата: 29 марта 2019 года вступил в силу закон о неуважении к власти. Ну, вернее, поправки в КоАП, предусматривающие разнообразные наказания за это самое неуважение. В авторах – сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова. Оба, кстати, в порядке, оба во власти, обоих мы обязаны уважать. Клишас по-прежнему в Совфеде, и, к тому же, – заседает в рабочей группе по поправкам в Конституцию. Как раз на днях была про него новость – поддержал идею патриарха Кирилла, предложившего упомянуть в Конституции Бога. Бокова уже не в Совфеде, но тоже при деле – она теперь заместитель главы Минкомсвязи. Место подходящее: есть, где развернуться, есть, где применить ценный опыт по борьбе со свободным распространением информации.

Правоохранители (хотя в данном контексте слово это звучит совсем уж издевательски и, возможно, содержит признаки неуважения к власти), особенно в регионах, выгоду свою почувствовали быстро: работа не пыльная, бродишь по социальным сетям, да изобличаешь опасных преступников. Бюджету плюс, тебе – благодарности от начальства. И стали так рьяно применять изобретенный Клишасом закон, что самому Дмитрию Пескову пришлось оправдываться на одном из пресс-брифингов. Пресс-секретарь президента сказал, правда, что закон в корректировке не нуждается, но над практикой правоприменения следует еще поработать.

Это, кстати, привет оптимистам, которые, разбирая очередной карательный закон, хором начинают доказывать, что написан он скверно, бездарно, формулировки размытые, юридической грамотности автором не хватает, и значит, закон работать не будет. А опер слушает, да ест тех, кто зазевался. Не устаю передавать их, эти приветы.