Дмитрий Медведев. Фото: Soe Zeya Tun / Reuters

Дмитрий Медведев. Фото: Soe Zeya Tun / Reuters

Анализируя совокупность путинских поправок к Конституции, можно увидеть, как каждая из них по отдельности нацелена на решение тех или иных тактических задач. Разные поправки – для разных проблем.

Одна из самых говорящих среди них – «жёсткое» ограничение президентских сроков всего двумя, теперь без «подряд». Эта поправка явно заточена под решение «проблемы-2024». И сшита конкретно по фигуре Дмитрия Медведева.

Для Путина она значения уже не имеет – он и так на четвёртом сроке. А для любого потенциального преемника она по-прежнему оставляет возможность переизбрания – и выхода из-под контроля. Путину ли не знать, как можно за два срока полностью перекроить политическую систему под себя.

Только Дмитрий Анатольевич – единственный живой человек, у которого такой возможности теперь не будет. Поправка о двух сроках вычеркнет для него опцию «Хочу ещё», которая, по слухам, своим наличием сильно омрачала их с Путиным отношения в 2011 году.

Это не значит, что Путин решил снова сделать преемником Медведева. Это значит, что он держит в уме такой вариант – и, если надумает, то соломка-то вот, уже подстелена. Президентство Медведева в 2024 году с самого начала будет президентством «хромой уточки».

Государева щедрость

Перемещение Дмитрия Медведева на специально создаваемый под него пост заместителя председателя Совета безопасности тоже укладывается в ту же логику подготовки возможности его возвращения в Кремль в 2024 году.

Отставка правительства Медведева – признание его провала во внутренней политике. Но внешняя политика – совсем другое дело.

Внешняя политика – поприще, на котором в резюме Медведева есть такие милые российскому «ястребиному» истеблишменту строчки, как «война в Грузии» и «поддержка войны в Ливии».

С последней был связан, пожалуй, самый заметный эпизод политической самостоятельности Медведева, когда, в 2011 году тот осадил Путина, сравнившего войну в Ливии с крестовыми походами, репликой: «Ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые по сути ведут к столкновению цивилизаций». Это разногласие привело к тому, что мировые СМИ заговорили о «редком расколе между российскими лидерами».

Насчёт Грузии ничего писать не стану, чтобы не сглазить, а вот события в Ливии вновь выходят на первые строчки мировых новостей. Сразу – одна из возможностей блеснуть новому заместителю председателя Совета безопасности Российской Федерации.

Внешняя политика – сфера, в которой доверие населения страны к Путину максимальное. Похоже, Путин решил этим доверием поделиться со старым товарищем.