
Дмитрий Медведев. Фото: Soe Zeya Tun / Reuters
Анализируя совокупность путинских поправок к Конституции, можно увидеть, как каждая из них по отдельности нацелена на решение тех или иных тактических задач. Разные поправки – для разных проблем.
Одна из самых говорящих среди них – «жёсткое» ограничение президентских сроков всего двумя, теперь без «подряд». Эта поправка явно заточена под решение «проблемы-2024». И сшита конкретно по фигуре Дмитрия Медведева.
Для Путина она значения уже не имеет – он и так на четвёртом сроке. А для любого потенциального преемника она по-прежнему оставляет возможность переизбрания – и выхода из-под контроля. Путину ли не знать, как можно за два срока полностью перекроить политическую систему под себя.
Только Дмитрий Анатольевич – единственный живой человек, у которого такой возможности теперь не будет. Поправка о двух сроках вычеркнет для него опцию «Хочу ещё», которая, по слухам, своим наличием сильно омрачала их с Путиным отношения в 2011 году.
Это не значит, что Путин решил снова сделать преемником Медведева. Это значит, что он держит в уме такой вариант – и, если надумает, то соломка-то вот, уже подстелена. Президентство Медведева в 2024 году с самого начала будет президентством «хромой уточки».
Государева щедрость
Перемещение Дмитрия Медведева на специально создаваемый под него пост заместителя председателя Совета безопасности тоже укладывается в ту же логику подготовки возможности его возвращения в Кремль в 2024 году.
Отставка правительства Медведева – признание его провала во внутренней политике. Но внешняя политика – совсем другое дело.
Внешняя политика – поприще, на котором в резюме Медведева есть такие милые российскому «ястребиному» истеблишменту строчки, как «война в Грузии» и «поддержка войны в Ливии».
С последней был связан, пожалуй, самый заметный эпизод политической самостоятельности Медведева, когда, в 2011 году тот осадил Путина, сравнившего войну в Ливии с крестовыми походами, репликой: «Ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые по сути ведут к столкновению цивилизаций». Это разногласие привело к тому, что мировые СМИ заговорили о «редком расколе между российскими лидерами».
Насчёт Грузии ничего писать не стану, чтобы не сглазить, а вот события в Ливии вновь выходят на первые строчки мировых новостей. Сразу – одна из возможностей блеснуть новому заместителю председателя Совета безопасности Российской Федерации.
Внешняя политика – сфера, в которой доверие населения страны к Путину максимальное. Похоже, Путин решил этим доверием поделиться со старым товарищем.
Самый главный кризис России - кризис доверия. В микроэкономике - это кредитоспособность, что означает, что партнеру можно верить (дать кредит, отгрузить продукцию, вступить в деловые отношения). Дело "Сети", а точнее протесты по нему, показали, что интеллектуальная элита власти не верит и осмелилась дружно возмутиться, даже такой системный член истеблишмента, как Миронов, выступил с сомнениями (попросил проверки, то есть, даже он не верит). Следствием кризиса доверия является отсутствие инвестиционной привлекательности, о чем экономисты говорят уже более десяти лет, и их, хотя и слышат ("хватит кошмарить бизнес"), практически ничего не делают.
Власть, совершенно очевидно, понимает, что доверие получить не удастся, поэтому пора сменить правила игры. Этой цели служат поправки к конституции, и сил на это хватит, а инструментом станет весьма сомнительное по своей природе народное голосование.
Что должно получиться? Тут каждый волен строить предположения. Выскажу свое (уже его высказывал). Заменить избираемую власть, на не избираемую. Вспомним, что Сталин перед войной вообще не имел никаких должностей, кроме депутата Верховного Совета (один из многих), но он был Первым или Генеральным секретарем ЦК ВКП(б). Впоследствии ни один из этих руководителей, какие бы посты они не имели в системе государственной власти, были несменяемыми главами СССР. (Смена Хрущева в результате заговора в Политбюро принципиально ничего не меняет, был междусобойчик в элите). Отмена 6-й статьи в Конституции СССР была сигналом о схлопывании системы. Ждать пришлось недолго. И заметьте, в коммунизм народ уже совсем не верил. Отсюда рекомендация для текущего момента: сделать главой государства Председателя Госсовета, а над ним Совбез. (В СССР - ЦК КРСС и Политбюро). Можно провести ребрендинг "ЕР" и сделать Путина лидером этой новой правящей партии, хотя это один из возможных вариантов). Народ получит и выборы, и разделение властей, и прочие демократические бирюльки, а править будет олигархическая номенклатура. Чем это кончится? Додумывать страшно, но успокаивает то, что все мы умрем и ужас не будет бесконечным.
Очень слабый текст с прямыми ошибками (в частности, в момент кризиса 2008-2009 годов ВВП был не президентом, а премьером). В содержательном же смысле - в 2011 году ДАМ фактически дал от России санкцию на военное вмешательство Запада в Ливии, что было абсолютно перпендикулярно взглядам тех, кого автор называет "ястребами" (включая ВВП). И поскольку именно эти люди после 2014 года играли и играют ключевую роль в принятии стратегических решений, с какой стати они будут делиться полномочиями с ДАМ в его новом малопонятном качестве?
Вполне логично! "Глубинный народ" забывчивый да отходчивый ... до поры, до времени ...