
Старинный Гейдельберг. По мысли Вебера, средневековые города Запада были местом перехода из несвободного состояния в свободное
Фото: Wikimedia Commons
У этой книги странная судьба. Ее история начинается ровно сто лет назад, 14 июня 1920 года – в день, когда скончался уважаемый, авторитетный (но тогда еще, конечно, не великий) немецкий социолог Макс Вебер. Скончался от воспаления легких совершенно внезапно в возрасте 56 лет на фоне бушевавшей в Европе «испанки».
К тому времени Вебер был в основном известен своей новаторской книгой «Протестантская этика и дух капитализма». Большинство людей и сегодня судят о нем именно по этой работе. Но между ее появлением и кончиной ученого прошло целых 15 лет. Все это время Вебер много читал и писал. Напряженно работал, готовя всеобъемлющий труд по социологии, а не просто книгу, посвященную, как «Протестантская этика», важному, но все же сравнительно частному вопросу.
К моменту своей смерти Вебер оставил много рукописей, посвященных экономике и праву, анализу общества и этике мировых религий. В обычной ситуации эти рукописи были бы через много лет приведены в порядок прилежным аспирантом, никогда не знавшим Вебера лично, затем опубликованы в малотиражном издании и благополучно забыты всеми, кроме узкой группы специалистов. Тем более что писал Вебер, естественно, на немецком, а языком мировой науки уже довольно скоро после его смерти стал английский.
Отличная статья. В силу занятия экономикой, а не социологией и политологией, специально Вебера не читал, хотя часто ссылаюсь на него при обсуждении социально-экономических порядков и легальной бюрократии. Очень интересно рассуждение автора статьи о роли последователей (Марианны Вебер, Энгельса и Брода).
Спасибо автору!
Может быть, сумбур и "диковатость" "Хозяйства и общества", это как раз отражение того, как жена понимала идеи своего мужа?
наверное, одна из самых ярких иллюстраций для "behind every successful man there stands a woman"
Жаль, что автор не рассказал в статье самого главного, хотя место в колонке вроде позволяло, а он, уверен, должен это знать...
Вебер страдал мощнейшим неврозом и бессонницей, жизнь его была похожа на ад, но от этого и та работоспособность, с которой он писал огромные объемы текстов, и его эрудированность.
Для современных историков «Хозяйство и общество» не представляет научной ценности, его взгляды опровергаются серьезными историками на нашем этапе развития науки, но в свое время вклад он внес значительный. То же самое и с "Протестантской этикой" и религиоведами.
Но вот почему-то я, изучая политологию, кучу всяких предметов, всерьез отнесся к практической пользе знаний, от того что я изучал, именно начиная с Вебера. После него весь объем знаний, который у меня уже был обрел какой-то более менее привязанный к реальности, практический, а не теоретический характер. Вся политология начинается в Вебера, и если не понимать тех вещей, что он описал своим странным умом, то можно сказать ты не понимаешь вообще ничего.
короче, если упростить, то надо научиться думать как Вебер, и все будет чики-поки
Небольшое уточнение. Умер Вебер не от пневмонии, а от осложнения на сердце в тот момент, когда окружающим казалось, что он уже выздоравливает. Нынешняя российская медстатистика отнесла бы этот случай к смерти «с испанкой», а не «от испанки».
Социология Вебера во многом предмет читательского додумывания и интерпретации. Но ведь и многие работы Аристотеля возникли как результат трудов поздних компиляторов, собиравших в отдельные книги разрозненные и фрагментированные рукописи. И аристотелианство, и веберианство это школы, возникшие трудами последователей и интерпретаторов. Собственно, веберовская школа и была организована Марианной Вебер, она же была и ее фактическим руководителем. При всей неформальности, эта школа была более чем влиятельна, имея черты того, что называется «научной мафией», контролируя и доступ к защитам диссертаций, и возможность занятия академических позиций.