Старинный Гейдельберг. По мысли Вебера, средневековые города Запада были местом перехода из несвободного состояния в свободное

Старинный Гейдельберг. По мысли Вебера, средневековые города Запада были местом перехода из несвободного состояния в свободное

Фото: Wikimedia Commons

У этой книги странная судьба. Ее история начинается ровно сто лет назад, 14 июня 1920 года – в день, когда скончался уважаемый, авторитетный (но тогда еще, конечно, не великий) немецкий социолог Макс Вебер. Скончался от воспаления легких совершенно внезапно в возрасте 56 лет на фоне бушевавшей в Европе «испанки».

К тому времени Вебер был в основном известен своей новаторской книгой «Протестантская этика и дух капитализма». Большинство людей и сегодня судят о нем именно по этой работе. Но между ее появлением и кончиной ученого прошло целых 15 лет. Все это время Вебер много читал и писал. Напряженно работал, готовя всеобъемлющий труд по социологии, а не просто книгу, посвященную, как «Протестантская этика», важному, но все же сравнительно частному вопросу.

К моменту своей смерти Вебер оставил много рукописей, посвященных экономике и праву, анализу общества и этике мировых религий. В обычной ситуации эти рукописи были бы через много лет приведены в порядок прилежным аспирантом, никогда не знавшим Вебера лично, затем опубликованы в малотиражном издании и благополучно забыты всеми, кроме узкой группы специалистов. Тем более что писал Вебер, естественно, на немецком, а языком мировой науки уже довольно скоро после его смерти стал английский.