Внезапно выяснилось, что короли, полководцы и министры, чьи величественные монументы украшают площади американских и европейских городов, были все как один злостными расистами и работорговцами. Демонстранты из движения BLM избрали их удобной мишенью. Если хватает сил, статуя сбрасывается с постамента; если что-то мешает, разгневанные манифестанты ограничиваются тем, что раскрашивают ее в яркие цвета.
Во Франции особенно не повезло Кольберу. Могущественный министр Людовика XIV, пользующийся заслуженной репутацией одного из лучших государственных деятелей Франции за всю ее историю, имел неосторожность представить на подпись королю в 1685 году «черный кодекс», то есть проект закона, направленного на регулирование рабства в колониях. Вступив в силу в качестве королевского эдикта, этот документ устанавливал статус раба, который выглядит чудовищно с позиций XXI века, но мог считаться даже прогрессивным в веке XVII (с этого момента у раба появлялись хотя бы какие-то права, в то время как ранее его отношения с хозяином не описывались никаким законом). Сам Кольбер, наверное, счел бы «черный кодекс» незначительным эпизодом своей деятельности; так он и воспринимался современниками и потомками.
Но для борцов с расизмом сегодня все наследие министра сводится к законодательному закреплению рабства, и они потребовали убрать памятник Кольберу в Париже перед входом в Национальную Ассамблею. Пока его удалось отстоять и отмыть, но трудно надеяться на скорое окончание войны с монументами, которые назначены символами рабовладельческой эпохи. Один из активистов в своем выступлении назвал Кольбера почему-то «сыном шлюхи», память о котором должна быть истреблена во Франции. Разумеется, это высказывание гораздо лучше характеризует оратора, чем королевского министра, но дает представление о степени ожесточения идеологического противостояния между двумя частями Франции: той, которая готова принимать и чтить всю свою историю в традиционном толковании, и той, которая хочет ее пересмотра, исходя из новых ценностей.
Между тем стороны могли бы присмотреться к некоторым историческим личностям, чтобы поискать пути к примирению.
Страницы одной биографии
Феликс Эбуэ (Félix Eboué) родился в 1884 году в Кайенне, столице Французской Гвианы, в бедной семье «новых свободных» (nouveaux libres) – потомков рабов, освобожденных при отмене рабства в 1848 году. Блестящая учеба в школе позволила ему заслужить стипендию для переезда в Бордо и поступления в лицей, по окончании которого он продолжил образование в Париже, в Высшей колониальной школе на факультете права. Этот университет готовил административные кадры для управления французскими колониальными территориями. Феликс Эбуэ сочетал профессиональную карьеру с исследованиями африканских языков и обычаев. Продвигаясь по карьерной лестнице, он был назначен сначала губернатором Мартиники, потом Гваделупы; в 1938 году он становится губернатором Чада, где его и застает начало Второй мировой войны.