Пресс-служба Эрмитажа
В фильме Александра Сокурова про Эрмитаж «Русский ковчег» персонажи обнюхивают рамы и картины – в свое время над этой сценой достаточно потешались музейщики и арт-критики. На выставке Чжана Хуаня «В пепле истории» от работ действительно исходит едва ощутимый аромат костра. Это картины, написанные пеплом благовоний, сжигаемых в буддийских храмах.
Живущий в Шанхае 55-летний Чжан Хуань хорошо известен в мире современного искусства. Он учился в пекинской Академии художеств и одновременно занимался радикальными перформансами, подвергая свое тело различным испытаниям. Например, обмазанный медом и закрытый в маленькой комнатке словно в отхожем месте, терпел укусы мух и других насекомых. В 1998 году художник, успев прославиться и вызвать неудовольствие властей, переехал в Нью-Йорк. На биеннале Уитни в 2002 году он расхаживал в «мясном костюме», обернутый кусками сырого мяса и похожий на Халка из комиксов, шокируя изнанкой телесности всех встречных и раздавая им белых голубей. В середине нулевых Чжан Хуань вернулся на родину и занялся живописью и скульптурой. Часто его аттестуют буддийским монахом, живущим в миру.
Everything made in China
Многие перформансы Чжана Хуаня, например, «Поднять уровень воды в пруду» с помощью 40 статистов (1997) или «Добавить один метр к безымянной горе» десятью обнаженными телами друзей-художников (1995) похожи на работы, какие делали почти в те же годы и испанец Сантьяго Сьерра, и бельгиец Франсис Алюс.
Целеустремленность отличает китайцев во всем, в том числе и в овладении языком современного искусства, где известное правило – сочетание глобального и локального. Уже привычно, что современные художники в Китае делегируют часть работы народным умельцам – только они способны вручную расписать сотни тысяч фарфоровых семечек для проекта Ай Вейвея в турбинном зале лондонской «Тейт Модерн». Чжан Хуань в серии «Мой Зимний дворец» собрал антикварные китайские двери и наклеил на них распечатки хрестоматийных эрмитажных шедевров, добавив заодно «Последний день Помпеи». Исполненные в традиционной технике резьбы по дереву, эти картины стали напоминать пособия для слабовидящих.
Еще одно условие – оригинальная творческая мифология – точно соблюдается китайскими авторами, присоединяющими к личной биографии всю историю и культуру страны и производящими искусство для выставок по всему миру. Цай Гоцян, запомнившийся недавним московским проектом «Октябрь» в ГМИИ им. Пушкина, работает с порохом и фейерверками. Для создания живописных работ Чжан Хуань по договоренности с окрестными монастырями берет пепел, сортирует его по оттенкам и в виде краски наносит на холст.