Идеолог проекта VigodaVip, предприниматель и бизнес-тренер Крис Стивен недавно прочитал в Финансовом университете лекцию «Как побороть информационную зависимость». Аналогичные лекции Стивен проводил в Высшей школе экономики и Школе управления «Сколково». Slon расспросил Криса Стивена о том, почему борьба с информационной зависимостью кажется ему настолько важной. 

– Вы считаете, что информационная зависимость – это болезнь?

– Я считаю, да, болезнь, потому что любая зависимость – это болезнь. Безусловно, в конечном итоге человек сам определяет свои цели. И я не хочу брать на себя функцию окончательного судьи, который решает за всех, что хорошо, а что плохо. Но в моей картине мира инфомания – самая страшная болезнь XXI века. Страшнее, чем СПИД. Если распространение СПИДа ограничено определенными социальными нормами, то распространение инфомании не ограничено ничем. Так как это происходит со всеми нами, мы не считаем, что это ненормально, потому что норма определяется поведением большинства.

Инфомания – естественное следствие потребления информации с помощью телевидения, интернета, сотового телефона, цифрового общения и так далее. Это потребление очень сильно меняет качество жизни людей. Другой вопрос: кто и как пользуется этой зависимостью, кому это может быть выгодно, что будет после того, как человек стал зависимым от потребления.

– Каковы признаки этой зависимости?

– Человеку перестает быть важным качество информации, ему важно именно количество. Получая определенное количество, он чувствует себя комфортно и безопасно. У человека начинает постепенно атрофироваться функция анализа информации.

Использование и потребление информации – это не одно и то же. Это разные процессы, иногда они пересекаются, но чаще разведены. По данным исследований, если человек потребляет миллион двести тысяч слов в неделю, то у него фактически не остается времени, чтобы ее использовать. По сути, он, как белка, бежит в колесе информации. Если вы бежите в колесе, вы постоянно в движении и постоянно тренируете свои мышцы, но вы не думаете.

В этом информационном колесе у вас атрофируется функция анализа, вы только потребляете. А это приводит к информационному инфаркту, суть которого заключается в том, что человек теряет функцию анализа окончательно. И здесь есть два варианта: человек становится зависимым либо от других людей, которые говорят ему, что делать, либо от устройств или сервисов, которые тем или иным способом помогают ему жить и принимать решения.

То есть, другими словами, в ситуации с инфоманией человек теряет функцию принятия решения осознанно – как личность. И в этой ситуации человек может стать рабом компьютера, телефона, Facebook.

– На ваш взгляд, это такая же зависимость, как наркомания или курение?

– Да, именно. Только смотрите, что важно. К чему ведет зависимость от наркомании и курения? К смерти. К смерти физической. Инфомания ведет к явлению, которое называется информационным инфарктом, к интеллектуальной смерти. 

– Что это значит – «информационный инфаркт»?

– Информационный инфаркт – это то, что происходит в результате формирования зависимости от потребления информации, которая вытекает в инфоманию и в конечном итоге приводит к интеллектуальной смерти. В ближайшие 10-15 лет мы часто, видимо, будем сталкиваться с ситуациями, когда инфоманы будут терять работу и не понимать, что им делать дальше. Они разучатся находить ответы и принимать решения. Это очень печально.

Причина информационного инфаркта – в реактивном потреблении информации. То есть когда информация поступает, мы потребляем ее, не задумываясь над тем, нужна она нам или не нужна. Каждый раз, когда происходит какое-то внешнее событие, прежде чем реагировать на это событие, мы можем сформировать наше отношение к этому событию. Проактивная модель поведения заключается в том, что в промежуток времени между поступающим импульсом извне и вашим поведением вы формируете осознанное отношение к происходящему. Если вы не формируете свое отношение к тому, что произошло, а начинаете сразу реагировать, то это реактивная реакция.

Это в свою очередь связно с тем, что у человека не сформулированы цели. Если вы ведете себя проактивно, то при поступлении информация вы сначала сравниваете ее со своими целями и осознаете, интересна ли она, нужна ли она вам. Если нет, вы просто не начинаете ее потреблять.

Как это происходит с едой? Вам предлагают что-то, и вы решаете, вкусно это выглядит или нет. А с информацией так не всегда получается. Вам предлагают прочитать книгу, и пока вы ее не прочитаете, вы не поймете, хорошая эта книга или плохая. Пока вы не просмотрите десятиминутный ролик в интернете, вы не поймете, смешной он или нет. К сожалению, свое время и внимание мы тратим безвозвратно.

– Возможна ли вообще информационная диета? Мне кажется, мы живем в мире, где информация окружает нас постоянно, 24 часа в сутки.

– Я не соглашусь с тем, что информация везде на нас нападает. Это неправда. То, как настроены ваши гаджеты – включаете ли вы в машине радио или классическую музыку? – зависит только от вас. Вы сами создаете инфраструктуру, в которой вы живете. Да, внешняя среда агрессивна, но большую часть информации мы потребляем, потому что сами этого хотим. Информационная диета очень полезна.

– Какую диету вы бы предложили?

– Я предлагаю поэкспериментировать с субботой и воскресеньем, когда это может нанести окружающим наименьший урон. Я рекомендую проверить, не инфоман ли вы. Это очень просто. Вы предупреждаете друзей и родственников, что с вами все в порядке, но вы не будете пользоваться все выходные интернетом, сотовым телефоном, компьютером, телевизором и кинотеатром ни в каком формате. Да, вы будете гулять, вы, может быть, пойдете с друзьями в театр, в музей, на экскурсию, будете заниматься спортом или вышивать крестиком. Но чего вы точно не будете делать – это пользоваться сотовым телефоном, телевизором и компьютером. Вы можете предупредить всех, чтобы в случае необходимости вам звонили на домашний телефон.

Если вы инфоман, то к концу первого дня вы начнете чувствовать себя очень плохо. Вы просто не будете понимать, чем вам заняться. Ведь обычно все свободное время мы занимаем и заменяем инфопотреблением: игры, интернет, социальные сети, смс, звонок подруге и так далее. На второй день, когда вы проснетесь, первое, что вам захочется сделать, – потянуться к телефону и выйти в интернет. А нельзя.

Самое интересное – это как вы будете чувствовать себя в понедельник утром. А в понедельник утром вы можете почувствовать себя так хорошо, как не чувствовали много-много лет. И это потрясающе. У вас будет ясная голова, понимание того, что вы классно отдохнули. Возможно, в понедельник утром у вас будет ощущение, что вам вообще не нужны интернет и телефон. Когда такой эксперимент проводится, человеку начинают приходить в голову интересные идеи, и обычно он тянется к телефону или компьютеру, чтобы их записать. На этот случай я рекомендую запастись блокнотом и ручкой.

Информационная диета – это возможно и очень нужно.

– Если мы сядем на такую диету, не будем ли мы чувствовать себя выпавшими из жизни?

– Есть два варианта. Первый – если вы, мягко говоря, перешли от стадии инфомании к информационному инфаркту. Тогда диета для вас – это единственный путь к осознанию того, что же с вами происходит и что вам теперь делать. Если у вас начальная стадия (как, мне кажется, у большинства людей сегодня, в том числе и у меня какое-то время назад), то никаких проблем не возникнет в том случае, если вы не откажетесь от общения с друзьями. Звонить им можно и по домашнему телефону.

Ощущение того, что вы пропустили что-то очень важное, ложное: как показывает практика, ничего такого, что пригодилось бы вам для улучшения жизни, вы в этой ситуации обычно не пропускаете. Интересно, что если вы выключите телефон, например, на время обеда, а потом начнете выяснять, с чем были связаны пропущенные звонки, выяснится, что около 30-40% этих звонков уже не актуальны, разобрались без вас.

Ну и – вы выходите из цифрового информационного поля, но вы не выходите из информационного поля вообще.

– Информационную зависимость можно побороть?

– С ней можно справиться, как и с любой зависимостью. Вспоминается анекдот про курильщика: «Я не зависим, могу бросить в любой момент, бросал уже десять раз». Курильщику, чтобы понять, зависим он или нет, нужно не курить два дня – и тогда он узнает, что, оказывается, зависим, потому что не может без этого жить. Здесь похожая ситуация. Я предлагаю эксперимент с выходными. Проверьте, как вы будете чувствовать себя без интернета и сотовой связи в первый, второй день, прислушайтесь к себе, своим ощущениям.

– На ваш взгляд, интернет и сотовая связь – это зло?

– Я не говорю, что интернет и сотовая связь – это зло. Я говорю, что плохо, если вы не понимаете, какую опасность может нести необдуманное использование этих ресурсов. Развитие цифровых технологий изначально шло через массовое потребление, и сотовой связью и интернетом, как и телевидением, безо всякой к тому подготовки очень быстро стало пользоваться огромное количество людей.

Если вы много съели, то чувствуете, что наелись. С информацией это не очень-то и работает. Вы можете употребить даже слишком много, но при этом останетесь голодны интеллектуально, вы не набрали знаний. И, внимание, – вы устаете от самого процесса потребления. Часто вам кажется, что если вы устали, значит, что-то сделали, куда-то продвинулись. Но это не так.

Если кто-то не согласен с тем, что инфомания – это болезнь, можно назвать ее одним из самых опасный явлений современного мира. Потому что вы не можете уничтожить информацию, вы не можете ее контролировать, вы не можете диагностировать, качественная она или нет, до того, как вы ее употребили.

Человеку нужно формировать собственную информационную систему своей жизни, то, как он получает и потребляет информацию. Но это сложно. Если еду можно потрогать, то информация нематериальна. И этот вид потребления, конечно, крайне опасен.

Благодарим деловой клуб «Фабрика Бизнеса» за помощь в организации интервью.