© Jasmin Merdan / Fotolia / PhotoXPress.ru
«Неизвестные проникли в священный для мусульман город Мекка и разрушили несколько строений, относящихся к оттоманскому периоду, после чего те же лица нанесли существенный ущерб мечети пророка Мухаммеда в городе Медина». Этот вымышленный заголовок, но в его основе, увы, лежат вполне реальные события. Можно только представить, какую бурную реакцию вызвала бы такая новость в арабском и исламском мире, если бы речь и вправду шла о злоумышленниках. 

Можно даже предположить, что если бы стоглазым саудовским Аргусам удалось установить гражданство этих преступников (желательно американское или израильское), то вряд ли дело обошлось бы без погрома двух-трех посольств этих стран в арабских столицах, а также угроз страшной и кровавой мести. Но поскольку за систематическим разрушением бесценных памятников старины стоит руководство Саудовской Аравии – покровитель и защитник Двух Святынь (таков официальный титул саудовского монарха), – гневные демонстрации и акции протеста, видимо, откладываются на неопределенный срок.

Уничтожение построек оттоманского периода вокруг Великой мечети в Мекке и кардинальные перепланировки в Медине интересуют только особо занудных блогеров, которые пытаются привлечь внимание международного сообщества к тому, что происходит на родине ислама, в Саудовской Аравии. 

Объять необъятное

Гнев саудовских и прочих блогеров на этот раз вызвали планы по сносу некоторых районов cтарой части Мекки, тесно прилегающих к святая святых – Великой мечети, в центре которой находится Кааба – черный камень. Хадж, то есть паломничество в Мекку, – это один из пяти столпов веры в исламе, он считается обязательным для каждого мусульманина. Хотя бы раз в жизни верующие обязаны облачиться в белую ткань и направить свои стопы в священную Мекку. Ранее тем, кто жил вдали от города, где в 570 году появился на свет маленький мальчик по имени Мухаммед, приходилось нелегко. Путешествие было опасным, и многие смельчаки, охваченные религиозным рвением, погибали в пути. Путь в Мекку пролегал через бесконечные пустыни Аравийского полуострова и продолжался несколько недель, а порой и месяцев. Простые люди о хадже могли только мечтать. 

Поэтому еще в первой половине XX века Мекка, по описанию очевидцев, была весьма бедным и заброшенным местом. Избавление пришло в виде густой черной субстанции с неприятным запахом. Нефть принесла Саудовской Аравии прогресс (по крайней мере, технологический), и по безмолвным пустыням Хиджаза и Нажда зазмеились ленты скоростных дорог. В Мекке появились современные и хорошо оснащенные гостиницы для паломников. Сами паломники пересели с верблюдов на автомобили, а затем и на самолеты. Их становилось все больше и больше, и когда-то казавшаяся местным бедуинам огромной Великая мечеть Мекки уже не вмещала всех желающих. 

Благо – после того, как в Саудовской Аравии была обнаружена нефть, недостатка в средствах местные власти больше не испытывали и считали своим долгом построить в полном смысле слова грандиозную мечеть. Количество паломников неуклонно продолжало расти, пока в Эр-Риаде не догадались ввести квоты для разных стран, и таким образом регулировать поток тех, кто мечтает семь раз обойти священную Каабу, подняться на гору Арафат, постоять на Муздалифе, принести жертву в Мине, отпить из вод источника Замзам, кинуть ритуальный камень в невидимого шайтана и стать хаджи (то есть совершившим хадж). 

Право на хадж разыгрывается между миллионами верующих, и счастливцы с радостью выкладывают кругленькую сумму, чтобы отправиться в Саудовскую Аравию. И все же количество паломников, которым необходимо одновременно проделать все этапы ритуала, уже превышает 2,5 миллиона. Ислам – самая быстрорастущая религия во многих странах мира, например в США и в Великобритании, и паломники устремляются в Мекку со всех концов света. Поэтому саудовские власти отчасти можно понять: чтобы избежать давки и смертоубийства во время молитв и церемоний и создать дополнительные койко-места (сегодня многие паломники спят в палатках, а другие – прямо на голых камнях), им просто необходимо строить. А если на пути лежат прекрасные постройки времен Оттоманской империи – ну что ж, для истинных покровителей и хранителей Двух Святынь нужды живых людей всегда стоят выше каких-то зданий. 

До основанья мы разрушим

Строить, конечно, надо, но неужели нуждами паломников можно оправдать превращение дома, где когда-то проживала Хадиджа, первая жена пророка Мухаммеда, в общественный туалет? Туалет – вещь необходимая, спору нет, но разве нельзя было просто поставить несколько бело-голубых кабинок рядом с историческим домом? Вряд ли такая прозаическая вещь, как туалет, оскорбила бы чувства посетителей этого дома, да и тех, кто там когда-то обитал. 

Так же не повезло сотням могил и мавзолеев соратников пророка, которые раньше посещали те, кто добирался до Мекки и желал выполнить не только обязательную программу, но и произвольную. Дело в том, что ваххабитский ислам выступает против идолопоклонства и расценивает посещение могил, в том числе и могилы самого пророка в Медине, как серьезнейшее преступление и отрицание единобожия. Суровые воины из клана Ас-Сауд, которые не без помощи Великобритании завоевали Хиджаз в 20-х годах прошлого века и изгнали оттуда Хашимитов, которые веками правили священными для ислама местами, сеяли не только смерть, но и разрушения. Кампания против «политеизма» стартовала еще в начале XIX века, во времена первого Саудовского государства, и продолжается по сей день. 

Саудовские власти планируют провести большие изменения в Мечети Пророка в Медине, известной своим зеленым куполом, в результате чего мечеть придется снести, а потом собрать, но уже в другом уголке нового строительного комплекса. Гвоздем программы станет современное здание, которое будет гармонировать с такими же безвкусными коробками пятизведочных и даже шестизвездочных гостиниц в Медине и Мекке. Таким образом, можно убить сразу двух зайцев – избавиться от ненавистных могил, куда по-прежнему приходят верующие, еще не осознавшие превосходства ваххабитского направления ислама, и увековечить свое имя в архитектуре. Ведь кроме как строительством в Мекке и Медине нынешним саудовским правителям похвастаться нечем – разве что парой весьма неплохих торговых центров в Эр-Риаде и Джидде. 

Что до старого города Мекки или могилы Пророка в Медине – в Саудовской Аравии надеются, что мир, занятый своими проблемами, вскоре об этой мелочи позабудет. В любом случае Мекка и Медина закрыты для туристов-немусульман. А арабский и исламский мир на преступления, которые совершаются против памятников старины, имеющих немалое значение для исламской и мировой культуры, пока никак не реагируют. 

Арестовать 10-летних мальчиков в Египте, которые, по свидетельству очевидцев, мочились на книгу Корана – это пожалуйста. Разрушить христианскую деревню в Пакистане после того, как один из ее жителей навеселе нелестно отозвался о пророке Мухаммеде – да легко. Провести демонстрацию против осквернения и уничтожения исламских ценностей в Саудовской Аравии? Ждите ответа...