В полночь, когда кареты превращаются в тыквы, у нас продолжается рабочий день. Полтора часа мы разговариваем с питерцем Александром Еграшиным о том, как ему живется и предпринимается. Работает Александр так, что сразу начинаешь чувствовать себя бездельником: накануне он провел на ногах больше 16 часов – с 9 утра до 10 вечера преподавал ученикам, потом выделил время на разговор со мной, а когда договорим, ночью сядет за перевод английского текста. Несовместимым с нормальной жизнью графиком Александр гордится: в разговорах и переписке нет-нет да упомянет, как свернул очередную гору, и твердит, что ему некогда расслабляться, а отоспится и отдохнет он когда-нибудь потом. Ему 22 года, он молодой бизнесмен, который в сентябре прошлого года открыл в центре Санкт-Петербурга языковую школу с будоражащим воображение названием «Школа результативного английского «Смышленый Котэ» (ударение на второй слог). Школа предоставляет клиентам разные услуги: групповые (в том числе корпоративные) и индивидуальные занятия для разных уровней знаний, переводы текстов, дистанционные уроки по Skype, подготовка к международным экзаменам, ЕГЭ и собеседованиям и т.д. Продвижение школы происходит через группы и рекламу в социальных сетях. Английским языком Александр заболел в старших классах школы. Сын военного, он родился в Ленинграде, а затем 17 лет прожил в городе Мирном, что неподалеку от космодрома Плесецк. Учился в художественной школе, обожал рисовать портреты и собирался стать дизайнером, а в свободное от учебы время учил стихи и участвовал в конкурсах поэтического чтения – такое вот странное увлечение. Эта странность в итоге сыграла ключевую роль в его судьбе. Как-то раз Александр выучил патриотическое стихотворение о Великой Отечественной Войне на английском, и выиграл на конкурсе поездку в Англию. Лондон, обучение языкам при Кембридже и жизнь в Кентербери в семье англичан стали для мальчика из Мирного чем-то вроде погружения без акваланга в Марианскую впадину и взорвавшейся бомбы. Александру, не имевшему хорошей разговорной практики, волей-неволей пришлось разговориться. Он на своей шкуре почувствовал, как важно знание языков для общения с людьми других культур и какие перспективы открываются перед теми, кто эти языки знает. Вернувшись, он начал с таким рвением учить английский, знакомый раньше на уровне обычного школьного образования, что за год дозубрился до знаний, которых хватило на первые три курса института. Учил ночами, на выходных, с высокой температурой – по словам Александра, его фанатическую тягу к знаниям культивировала учительница, которая с ним работала. Она же научила «правилу победителя», которому Александр следует: главное – стремиться к результату, отбросив все, что на пути к этому результату мешает. После окончания школы Александр вернулся в Питер. Учился сначала в «Гуманитарном университете профсоюзов» на лингвиста-переводчика, потом перевелся в Политех на факультет иностранных языков (специальность «преподаватель»). В начале пятого курса он сменил вуз, перевелся в Полярную академию на специальность «английская филология» – чтобы изучать литературу и заодно писать работу по сравнению английского и русского тюремного сленга. Работу наш герой тоже менял неоднократно: с первого курса занимался репетиторством, пробовал себя в журналистике и в техподдержке градообразующего предприятия – социальной сети «В Контакте». Желание открыть собственную школу Александр лелеял давно, а осознание того, что пора действовать, пришло, как озарение, в один миг, в августе прошлого года. Он банально шел по улице и внезапно понял, что пора начинать. Чуть ли не на следующий день Александр встал ни свет ни заря и отправился на другой конец города в налоговую, где подал документы на регистрацию собственного дела как индивидуальный предприниматель. Одновременно озаботился поиском крыши над головой: обратился в местный фонд социальной поддержки предпринимательства, который помог молодому бизнесмену подыскать помещение почти в самом центре Питера, на проспекте Римского-Корсакова. Александр располагал суммой в 30 000 рублей: 26 000 заплатил за аренду, а на оставшиеся 4 000 решил сделать ремонт – так как помещении, в котором должна была открыться школа, не было ничего, кроме стен, крыши, двери и двух видеофонов. Ремонт делал самостоятельно: красил стены, чинил проводку, стелил линолеум. В наследство от предыдущих арендаторов достались дыры в стенах – их Александр решил заклеить «кошачьими лапками» из клейкой бумаги «Самоклейка» по 80 рублей («трафарет, ножницы – и все готово»). Он вырезал их слишком много и решил использовать заготовки для того, чтобы показать ученикам путь в школу – от остановки к подъезду, где располагается школа, клиенты приходят по лапам. Я интересуюсь, почему он выбрал название «Смышленый котэ»? Александр отвечает, что не хотел копировать опыт многочисленных предшественников, выбирающих в качестве названия какие-нибудь английские слова и пишущих их для пущей серьезности латиницей. Так как денег на рекламу не было, и единственной площадкой для продвижения виделся интернет, нужно было, чтобы само название стало рекламой. Поэтому был выбран популярный интернет-мем «котэ», которого назвали «смышленым» и сразу начали продвигать с помощью картинок-мотиваторов. 26 августа были получены все официальные разрешения, а 1 сентября школа открылась. Чтобы стартовать, Александру нужны были «быстрые деньги» – он пошел по простому, как ему казалось, пути и предложил первым клиентам большие скидки: 250 рублей в час вне зависимости от того, учишься в группе или индивидуально (при условии оплаты всего курса сразу). Так как продвигается школа только в интернете, 70% клиентов приходят именно оттуда, 30% – по рекомендации уже учившихся. За полгода школа накопила базу из 40–50 постоянных клиентов. Окупились затраты Александра почти сразу. Доходов от преподавания хватает на то, чтобы оплачивать аренду, печатать рекламные флаеры и минимально продвигаться в социальных сетях. В планах развивать испанское направление (есть знакомые, которые готовы ему в этом помочь), искать сотрудников, которые могли бы работать вместе с Александром – расширяться, короче говоря. Но о планах по расширению Александр рассказывает мне без особого энтузиазма и постоянно пытается свести разговор к улучшению качества образования. С гордостью делится: в середине января пришла к нему женщина, серьезная такая бизнес-леди, у которой все хорошо, кроме знания английского. А уже в феврале призналась, что пыталась учить язык несколько лет подряд на разных курсах, и только Александру удалось привить ей чувство этого языка, его понимание. И все бы хорошо, но интерес к преподаванию и страстная любовь к английскому, желание нести свет языка Шекспира в массы – это, увы, не про бизнес. Очевидно, что Александр находится в самом начале пути и, поварившись в этом котле, должен принять решение, что делать дальше и как развиваться, потому что не сможет со всем своим упорством всю оставшуюся жизнь работать круглыми сутками. Я ходила и думала: как бы я поступила на месте Александра? Что поменяла бы? И в конце концов, решила обратиться к экспертам – тем, кто в свое время построил бизнес на преподавании языков и, возможно, сталкивался с теми же трудностями, что и наш герой. Александр согласился выслушать советы и поспорить с ними. «Если Александр хочет дальнейшего роста своего дела, ему необходимо менять свою роль в проекте, – считает Айнур Абдулнасыров, создатель «Клуба носителей языка» и LinguaLeo.ru. – Нужно перестать самому обслуживать клиентов и стать предпринимателем, организовывать других людей. Это довольно болезненный процесс, с учетом того, что Александру нравится преподавать, – а придется учиться этого не делать. Есть и другой вариант: найти партнера, который возьмет на себя всю бизнес-сторону, но это не очень оправданно, так как никто, кроме самого Александра, лучше него не знает, почему к нему приходят клиенты, что им нужно – и всю эту информацию придется передавать другому человеку». Сам Абдулнасыров подобных мук творчества не испытывал. Учеба в ГУ-ВШЭ помогла: проект стартовал не на одном только желании преподавать, а с бизнес-моделью, сетью исполнителей-иностранцев и четким позиционированием себя в деле (Айнур с партнерами не преподавал, а выступал лишь посредником между учителями и учениками). Правда, в самом начале модель пришлось поменять: изначально было задумано, что учителя будут отчислять процент «Клубу», но оказалось, что проще брать деньги с учеников и самим перечислять гонорары преподавателям. Через год после запуска «Клуба» в проекте работали 50 носителей языка, а оборот приблизился к 1,5 млн рублей в месяц. А потом Айнур из проекта и вовсе вышел, и теперь с командой единомышленников работает над другим детищем – веб-сервисом для изучения английского языка LinguaLeo.ru. Тем не менее, ситуация Александра Айнуру знакома. По его словам, педагогам, начинающим свое дело с преподавания собственными силами, сложно «соскочить» – некоторые его знакомые так и не смогли. Кроме того, Александру Еграшину стоит определиться с услугами, которые он оказывает. «Сейчас он занимается почти что всем: групповыми и индивидуальными курсами, подготовкой к экзаменам, дистанционным обучением, Skype-уроками, – говорит Айнур. – Это хорошо, что пробует и щупает рынок, но для дальнейшего развития важно понять, какие услуги востребованы больше всего, и сосредоточиться на них. Каждое из этих направлений – серьезный бизнес с высокой конкуренцией, и чтобы играть на этом поле, нельзя разбрасываться». С чего начать? Директор и совладелец школы английского языка Windsor (основана в 2003 году) Юлия Никонова считает, что следует начинать с маркетингового анализа. «Важно понять, кто целевая аудитория школы Александра, нужно ли ее расширить или сократить (работать в узкой нише), каковы ее потребности, в чем конкурентные преимущества и недостатки школы Александр, куда будет развиваться рынок обучения языку, – советует она. – Затем стоит донести уникальность школы Александра до потенциальных клиентов. Интернет сейчас предлагает массу способов работы с целевой аудиторией,

значительно дешевле традиционных способов рекламы

. Для развития бизнеса необходимо повышение узнаваемости». При этом Никонова не исключает того, что оценив рынок и собственные возможности, Александр решит изменить название школы: «Смышленный котэ» – название, которое, скорее всего, работает на привлечение молодежной аудитории, но уверен ли владелец, что хочет работать только с ней? И так ли уж это название помогает? Свою уверенность в том, что интернет-мем положительно работает на узнаваемость в интернете, стоит проверить исследованием: опросить клиентов и узнать, какой процент обратил внимание именно на название? Сколько человек вообще в состоянии запомнить его?» «Ситуация, когда специалист открывает свой бизнес и далее разрывается между любимым делом и организацией бизнеса, довольно распространена, – отмечает Никонова. – Командовать и быть стратегом лучше самому, так как это самая сильная мотивация для достижения результатов». И, самое главное, о чем хором предупреждают все опрошенные владельцы языковых школ: процесс перестройки, смены роли в проекте, будет длительным и, возможно, болезненным. Но для развития он необходим. Выслушав советы экспертов, Александр признался, что сам задумался о меньшей вовлеченности в педагогический процесс несколько месяцев назад. «Я трудоголик, могу работать в ультрапродуктивном режиме без снижения КПД, – говорит он мне по «скайпу». – Но, но, но... Понимаю, что уже сейчас надо думать, планировать, структурно перестраивать саму модель разделения ответственности. Иначе это дело так и останется – делом одного человека. А эта дорога, как известно, ведёт на свалку». Но со сменой собственной роли, Александр все-таки хочет оставить себе парочку учеников – чтобы, по его словам, «не хоронить в себе педагога». А вот сужать количество услуг решительной рукой он не планирует. По его словам, «невидимая рука рынка» и спрос на те или иные услуги сами отранжируют услуги. «Это естественный эволюционный процесс, в который я не вмешиваюсь, а только присматриваюсь к результатам расстановки», – резюмирует Александр.