Русские интернет-компании правят бал у себя дома, но они совершенно не конкурентоспособны за рубежом, считают журналисты The Economist, и сравнивают российский интернет с китайским. Количество пользователей рунета неуклонно растет – так, за последний год их стало больше на 14% и Россия с ее 53 млн интернет-пользователей стала по этому показателю самой большой страной Европы. Тем не менее, по данным GP Bullhoud, только 18% от этого количества совершают покупки в интернете, а интернет-реклама по прежнему составляет только 9% от всех рекламных бюджетов.

По многим критериям рунет можно сравнить с китайским интернетом – доминирует местный поисковик (Yandex, Baidu), есть большой портал с почтой и играми (Mail.ru, Tencent), покупки также совершаются не на Amazon или eBay, а на локальных площадках (российский Ozon.ru и китайские Dangdang и 360buy). Вместе с этим, в России нет китайского «файерволла», работают Facebook, YouTube и Twitter. Отчасти, этот феномен объясняется русской самобытностью – так, как отмечает The Economist, русские предпочитают платить деньги уже после получения товара, иметь возможность пожаловаться по телефону живому человеку, а не писать письмо в службу поддержки и по-прежнему предпочитают наличные. Все это и крайне неважный российский почтовый сервис (только 10% всех покупок доставляются по почте) накладывает дополнительные требования к инфраструктуре и логистике интернет-компаний.

С финансированием у самых крупных игроков рунета проблем нет: Yandex и Mail.ru успешно торгуются на NASDAQ, есть ряд западных инвесторов, которые вкладывают в российские и китайские интернет-компании. Тем не менее, российские компании на Западе чаще выступают в роли инвесторов: так, крупными долями в Facebook владеют Mail.ru и DST Global, они же вкладывались в Groupon и Zynga. Тягаться со своими прямыми конкурентами российским компаниям за границей по прежнему не по силам: так, лидер рунет-поиска Yandex по прежнему занимает крайне малую долю в турецком сегменте (1%), на который компания вышла в сентябре прошлого года.