Деревянные храмы Русского Севера это не просто архитектурные объекты – они часть этой земли. Когда-то давно они вышли из лесов, поднялись на берегах озер и стали маркерами места. Любишь север – полюбишь и их.
Дмитрий Александрович Соколов – герой моего предыдущего фоторепортажа – любил говорить, что у северных храмов есть три смысловых уровня. Первый – культурно-исторический. Второй – религиозный. Третий – святыня местного значения. С первыми двумя все понятно и это касается любых старых храмов. Но что значит «святыня местного значения»?
Представьте далекую северную деревню. Настоящую глухомань, затерянную в лесах. Люди тут растут, живут и стареют рядом с деревянными махинами храмов. Картина их мира опирается на вид куполов между крон деревьев. Они по большей части не разбираются в архитектурных стилях и далеко не все религиозны. Но эти храмы – неотъемлемая часть их мира, организующее начало окружающего пространства. И когда храмы ветшают и разрушаются, то рушится и мир. И люди просто начинают уезжать со своей земли.
Сегодня на Русском Севере в аварийном состоянии находится больше двухсот храмов. Но нельзя сказать, что все потеряно. Каждый год множество реставрационных бригад, состоящих из мастеров и волонтеров, по собственной инициативе занимаются консервацией и реставрацией этих объектов. И они спасают не только культурно-исторические памятники, они спасают сами деревни. И шире – мир Русского Севера.
Мой фоторепортаж об одной из таких бригад, которая несколько лет реставрировала храм Николая Чудотворца в деревне Гридинская.
А все-таки интересно, как работает социальный механизм. Вот, пришел спонсор к батюшке, тот пообещал ему рай, спонсор дал денег и завертелось?
Батюшки тут вообще не участвуют. Им с этого прихода вообще ничего интересного не будет. Это люди делают. Вы статью прочитали до комментария?)
Прочитал, тема финансирования не раскрыта. На фотках люди не бедные, внедорожники, вон, стоят. материалов тоже потрачено немало, откуда все? И как это все поддерживаться будет, если церковь ни причём?
В основном это на частные инвестиции, люди скидываются. Где-то это краудфандинг, есть примеры, когда деревня по три копейки откладывала и накопила. Но там достаточно большая деревня. В общем, РПЦ не спонсирует эти приходы, потому что у них нет коммерческой ценности. По поводу «люди небедные» -это вы по двум УАЗам судите?))
Погуглите, есть сайт где собирают деньги, есть группа единомышленников.