Деревянные храмы Русского Севера это не просто архитектурные объекты – они часть этой земли. Когда-то давно они вышли из лесов, поднялись на берегах озер и стали маркерами места. Любишь север – полюбишь и их.
Дмитрий Александрович Соколов – герой моего предыдущего фоторепортажа – любил говорить, что у северных храмов есть три смысловых уровня. Первый – культурно-исторический. Второй – религиозный. Третий – святыня местного значения. С первыми двумя все понятно и это касается любых старых храмов. Но что значит «святыня местного значения»?
Представьте далекую северную деревню. Настоящую глухомань, затерянную в лесах. Люди тут растут, живут и стареют рядом с деревянными махинами храмов. Картина их мира опирается на вид куполов между крон деревьев. Они по большей части не разбираются в архитектурных стилях и далеко не все религиозны. Но эти храмы – неотъемлемая часть их мира, организующее начало окружающего пространства. И когда храмы ветшают и разрушаются, то рушится и мир. И люди просто начинают уезжать со своей земли.
Сегодня на Русском Севере в аварийном состоянии находится больше двухсот храмов. Но нельзя сказать, что все потеряно. Каждый год множество реставрационных бригад, состоящих из мастеров и волонтеров, по собственной инициативе занимаются консервацией и реставрацией этих объектов. И они спасают не только культурно-исторические памятники, они спасают сами деревни. И шире – мир Русского Севера.
Мой фоторепортаж об одной из таких бригад, которая несколько лет реставрировала храм Николая Чудотворца в деревне Гридинская.