В окрестностях нынешних Пушкино и Королева, на уютных и красивых берегах Клязьмы в XIX веке естественным образом возникли усадьбы – как «летнего», дачного типа, так и весьма основательные. Пройдемся же по некоторым из них.

Любимовка

Жилой дом Алексеева в Любимовке

Стоит только свернуть с нового Ярославского шоссе – как на берегу Клязьмы обнаружится самая известная, пожалуй, из здешних усадеб. Известна она не своей древней историей или выдающимися архитектурно-ландшафтными достоинствами, а тем, что оказалась неразрывно связана со становлением нового русского театра.

В незапамятные уже времена места эти были во владении князей Львовых (впервые упоминается в конце XVII века). Затем Львовы поделили владение на две части, одной из которых и стала Любимовка. В первой половине XVIII века имение переходит от Львовых к Трубецким, которые оборудовали здесь образцовую усадьбу в стиле классицизма. Убедиться в образцовости, мы, впрочем, сами не можем: постройки усадьбы пережили нашествие Наполеона (его войска подошли вплотную, но на другой берег Клязьмы). А в середине XIX века отделившуюся от Максимково Любимовку приобрели промышленник Сергей Алексеев и его сестра Вера Сапожникова, которые первым делом перестроили господский дом и возвели новые постройки. И, наконец, главное – здесь у Сергея Алексеева родился сын Константин. Который вошел в русскую, да и в мировую историю под псевдонимом Станиславский. Родители увлекались театром, это увлечение перенял и Константин, который здесь, в Любимовке, в 14 лет поставил первый любительский спектакль. Ну а потом, как говорится, все завертелось. Здесь фактически начинался МХАТ (первые репетиции проходили в Любимовке и расположенном неподалеку Пушкино), здесь гостил Чехов – считается, что именно тут он начал писать «Вишневый сад» (впрочем, не выдержав местной бурной жизни, дописывать пьесу он сбежал подальше от натуры – в Ялту).

Парадоксально, но для современного путешественника главная тайна усадьбы – в ее нынешнем положении. Это детектив, в котором пока нет ответов.

Итак, после революции усадьба, естественно, была национализирована. Использовалась она по-всякому: и под детский дом, и под госпиталь в годы войны, и под дом отдыха Бабаевской кондитерской фабрики. Деревянные постройки (театральный павильон, павильон «Эрмитаж», двухэтажный дом, построенный братом Станиславского, церковь) обветшали. В конце концов Любимовка, оставаясь государственной собственностью, попала, как казалось, в самые надежные руки – Союза театральных деятелей. Вроде бы. Однако сейчас в разнообразных публикациях можно прочитать, что распорядитель земли и зданий – Фонд Станиславского.

Вначале здесь шла достаточно активная культурная жизнь, в частности, проводился фестиваль молодой драматургии «Любимовка» (он уже давно перепрописался в Москве). Но с 2004 года начался затяжной ремонт, в связи с чем жизнь в усадьбе фактически прекратилась. Открывалась усадьба только раз в год – в «Дни культурного наследия Московской области».