Издание Sunday B. Morning. Частная коллекция
Существует легенда, что Энди Уорхол побывал в столице нашей родины (и ему там, разумеется, не понравилось). Называется даже год – 1975-й, но в отличие от написавшего песню «Andy Warhol» и сыгравшего художника в кино Дэвида Боуи, который проехал по Транссибирской магистрали, лидер поп-арта никогда в Советском Союзе не был. Хотя душа его до сих пор должна быть в Москве: в 1979 году она была куплена за 36 рублей художницей Аленой Кирцовой с аукциона под названием Save Our Souls. Душа была подлинной (сертификат прилагался), до этого Уорхол уступил ее в Нью-Йорке за $0 Виталию Комару и Александру Меламиду для акции «Первая беспошлинная торговля между США и СССР. Мы продаем и покупаем души».
Из неслучившегося визита вырос большой миф, не столько художественный, сколько социальный – он и позволяет устраивать такие выставки, как «Энди Уорхол и русское искусство». Она открылась в модном петербургском пространстве «Севкабель порт», но о выставке позже, давайте сначала о мифе – или о приключениях идей и искусства Уорхола в советской и постсоветской России.
Авторский экземпляр из коллекции Михаила и Татьяны Гринман
Народный художник
«Главный продукт (товар) поп-арта – его форсированное присутствие в современном сознании. И этот продукт был обречен на продвижение», – сформулировал глава Отдела новейших течений Русского музея Александр Боровский в роскошно изданном каталоге выставки.
Уорхол, как и многие другие будущие звезды поп-арта, начинал коммерческим художником и автором рекламных плакатов. Его первые работы в совершенно новом стиле датированы 1962 годом – банки томатного супа «Кэмпбелл», бутылки кока-колы, портреты Мэрилин и Элвиса, изображения долларовых банкнот. Тогда же состоялись его выставки в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. С этого времени начинается отсчет истории и мифологии поп-арта.
Чем запомнился этот год в Советском Союзе? В феврале на «шпионском мосту» в Берлине обменяли американского летчика-шпиона Фрэнсиса Пауэрса на нашего разведчика Рудольфа Абеля, в октябре из-за поставок советских ракет на Кубу случился «Карибский кризис». Но в целом невзрачность жизни на одной шестой части суши только сильнее оттеняла яркость нового искусства, о котором в СССР узнают очень скоро. И вот спустя 59 лет мы живем в мире, который придумал Энди с друзьями: мы окружены образами, цветами, идеями поп-арта.