Личный архив
Пандемия изменила наше отношение к походу в магазин: российские сервисы доставки увеличили свою прибыль за прошлый год в разы по сравнению с 2019 годом. Один из таких сервисов – компания Elementaree. Ее основательница Ольга Зиновьева рассказала в интервью «Деньгам», как развивать сервис по доставке наборов продуктов в России в условиях небольшого количества инвесторов, снижения доходов и своеобразного понимания концепции здорового образа жизни.
– Ольга, у вас за плечами обучение в престижной бизнес-школе и работа в консалтинговой компании из большой пятерки. Почему вы решили развивать стартап именно в фудтехе?
– Я часто отвечаю на этот вопрос, и с годами мой ответ меняется. Текущая версия сводится к тому, что у меня была большая потребность в изменении себя и самоутверждении. Когда я начинала, немногие из моих знакомых осмеливались выйти из хорошо спланированного карьерного сценария, который обычно следует за окончанием бизнес-школы, в большую неизвестность.
Такой способ самоутверждения меня притягивал. С другой стороны, у меня еще была мотивация создавать новый продукт и нести за него ответственность. И эта мотивация со временем вышла на первый план. Потому что еда – ежедневная потребность. И, развивая стартап по правильному питанию, у тебя каждый день есть возможность участвовать в жизни большого количества людей.
После обучения в бизнес-школе я хорошо понимала, что область еды была на тот момент одной из самых «традиционных», и ее явно ожидали большие изменения на всем процессе – от получения продукта до финального блюда. Поэтому фудтех был более-менее очевидным выбором: с одной стороны, потому что в отрасли должно было что-то меняться. С другой – он совпадал с тем запросом, что мне хотелось делать: во-первых, это был продукт повседневного спроса, а во-вторых, здесь была одновременно как онлайн, так и офлайн составляющая, то есть связь с реальным, «осязаемым» миром.
– Какие у вас на тот момент были компетенции в этой отрасли? Вы интересовались здоровым питанием или, например, любили готовить?
– Компетенций на тот момент у меня было приблизительно ноль. С точки зрения практического опыта они сводились к паре консалтинговых проектов и паре курсов в бизнес-школе в сфере ритейла и FMCG (товаров повседневного спроса. – Republic). Что касается личного опыта, у меня никогда не было возможности готовить. И когда я столкнулась с необходимостью готовить, оказалось, что это очень долгое занятие и оно плохо сочетается с выполнением других ролей в жизни. По статистике в России женщина проводит 10,5 часа в неделю, чтобы обеспечить семью едой. В то же время мне было понятно, что этот процесс можно хорошо оптимизировать и делегировать – например, выбрать хорошее мясо или интересный рецепт при помощи сторонних ресурсов.
«Умные учатся на чужих ошибках, а мы учились на своих»
– Сколько лет вы уже развиваете проект?
– Мы стартовали летом 2014 года – скоро будет семь лет. У нас был достаточно непростой путь, потому что мы довольно долго искали продукт, который решили бы масштабировать. По сути, мы запустили его в 2017–2018 годах.
– И в чем разница между продуктом 2014-го и 2017-го?
– В 2014 году мы делали рационы правильного питания, которые покрывали все приемы пищи в день. Мы отталкивались от идеи, что люди, которые хотят правильно питаться (ради похудения, набора массы и других целей), желают полностью доверить приготовление еды кому-то еще. Потому что, помимо гастрономического удовольствия, это должно приводить их к какой-то цели. Но потом оказалось, что в этом сегменте готовая еда имеет более широкий спрос.
Мы же изначально делали упор на организацию готовки. И позднее поняли, что именно это – наш конек и надо делать упор не на здоровое питание и наборы на целый день, а просто на качественной еде и оптимизации времени на готовку. Чтобы понять это, нам потребовалось несколько лет.
Кроме того, мне кажется, мы потеряли года полтора из-за того, что недооценили размер необходимых инвестиций. То, что мы в итоге сделали за несколько лет, можно было сделать значительно быстрее. Умные учатся на чужих ошибках, а мы учились на своих.
– Можете подробнее рассказать про привлечение инвестиций и то, как вы справлялись с ситуацией?
– Первые инвестиции дались достаточно легко. Я получила их в Америке, где училась в бизнес-школе, от бизнес-ангелов. Какое-то время мы жили на них даже в России. Я привлекла $200 тысяч, и у нас было, как оказалось потом, неверное представление, что с этой суммой мы можем дойти до окупаемости. Но в какой-то момент стало понятно, что для выхода на новый уровень и масштаб нужно достаточно много инвестиций – и в производство, и в маркетинг, и в команду. Конечно, это можно было делать на маленькие чеки, только долго и недостаточно успешно. Поэтому в какой-то момент мы поняли, что нам нужен классический раунд-ап (повторное привлечение инвестиций. – Republic). У нас этот момент занял чуть больше года, и мы привлекли в том числе таких инвесторов, как Bonduelle и РФПИ.
– Какую сумму вы в итоге привлекли?