Слева: Виктор Корчной в январе 1978 г. Справа: Анатолий Карпов в 1977 г.

Слева: Виктор Корчной в январе 1978 г. Справа: Анатолий Карпов в 1977 г.

Фото: Hans Peters, Koen Suyk/ Fotocollectie Anefo Reportage

В издательстве Бомбора только что вышла автобиографическая книга гроссмейстера Анатолия Карпова «Жизнь и шахматы». Великий шахматист, двенадцатый чемпион мира (1978–1985) подробно, весьма увлекательно и вполне откровенно рассказывает о большой политике шахматного мира, с подчеркнутым знанием дела описывая головокружительные интриги и сложные аппаратные комбинации, в которых советские партийные функционеры были не менее опытными гроссмейстерами, чем международные шахматные чиновники.

С любезного разрешения автора и издательства мы выбрали для публикации отрывок из главы «Такие разные сражения», в котором рассказывается об одном из самых ярких эпизодов шахматной жизни Анатолия Карпова — да и всей истории шахмат в XX веке.

Этим событием стал матч за звание чемпиона мира 1978 года, в котором против Карпова (действующего чемпиона) играл гроссмейстер Виктор Корчной, за два года до этого отказавшийся вернуться в СССР с международного турнира и лишенный советского гражданства.

Трехмесячный поединок между советским чемпионом и «невозвращенцем», проходивший в филиппинском городе Багио, предсказуемо приобрел политическую окраску, сопровождался непрерывными скандалами и взаимными обвинениями в нарушениях правил и нечистоплотной игре. Корчной, в частности, утверждал, что подвергается психологическому давлению со стороны определенных членов советской делегации (Карпов это отчасти подтверждает). А тем временем советские газеты, освещавшие турнир, вообще избегали называть Корчного по имени, называя его просто «претендент»…