«Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов», — обычно эту фразу приписывают Отто фон Бисмарку и используют в статьях о выборах. Судя по всему, Бисмарк и тут ни при чем, хотя фраза родилась в кулуарах немецкой политической жизни времен «железного канцлера». На выборах действительно регулярно и много врут, но все это лишь тень военного вранья — вот истинный смысл этой фразы, и всю его глубину мы можем видеть уже сейчас, в эти тревожные январские дни, которые вполне могут оказаться предвоенными.
С одной стороны, всем вроде бы все понятно — информация о реальных перемещениях войск и намерениях штабов секретна, поэтому обывателям не остается ничего, кроме как бесконечно пересказывать друг другу сомнительные новости со ссылкой на анонимные источники, комментировать их и делать на их основании далеко идущие выводы. Но, с другой стороны, понимание это несколько однобоко: гиперкритичность к творчеству «своих» агитаторов и заявлениям «своих» политиков и военных часто сочетается у нас с удивительной готовностью поверить всему, что сообщается противоположной стороной. Более того, много раз приходилось читать и слышать оправдание такой позиции: да, может быть они и врут, может быть, тиражируемая мною информация недостоверна и даже заведомо лжива, но раз она идет во вред ненавистному режиму — буду ее тиражировать. Кроме того, у них и право на вранье есть — ведь это они жертвы, ведь это их атакуют и так далее.
Здесь можно было бы привести множество примеров из недавней казахской эпопеи, где на фоне успокоения ситуации в стране множились фейки о всенародном сопротивлении в итоге несостоявшейся российской оккупации и даже гулял по сетям совсем уж топорный ролик «Фронта освобождения Казахстана». Но кому все это сейчас интересно?
Прежде всего надо помнить, что как только в дело вступают военные или спецслужбисты, место обычной информации или даже гражданской пропаганды занимает военная. Вроде бы и ресурсы те же, и те же аккаунты в соцсетях, но базовый темник приходит из совсем других мест.
Специфика военного вранья
Военная пропаганда — это специфический жанр работы с обществом, который тем и характерен, что заведомо лишен каких-либо моральных ограничений, приветствует анонимность и не предполагает последующих разъяснений: неделю назад со ссылкой на очевидца рассказали, как враги ели детей на завтрак, а потом про это уже никто не вспоминает, потому что тема новой недели — рассказ о том, как вражеские солдаты насиловали животных в зоопарке. В отличие от обычной пропаганды и тем более от обычного информирования, цели военной пропаганды краткосрочны и утилитарны: прямо сейчас воодушевить своих солдат и вогнать в сомнения и в депрессию вражеских, прямо сейчас и любой ценой сплотить свое общество вокруг своей армии и политического руководства, при этом постаравшись разложить вражеское. Поэтому истина, гуманизм, реальное положение дел, а часто даже элементарная логика игнорируются: враг расчеловечивается всеми доступными способами, а как все это выглядит со стороны сейчас и как будет выглядеть потом — никому не интересно.
Отличная статья с отличным выводом. Удивило только про выбор и ответственность россиян в этом вопросе. А другие , которые про «оккупацию « Харькова… и т.п.?
Недавно прочитал в "Новой" рассказ участника штурма Грозного в новогоднюю ночь с 31.12.94 на 01.01.95, героя РФ. Его честный рассказ о том, что такое война, как гибнут на ней солдаты и офицеры, говорит о недопустимости войны. Победа приходит, но никто не возвращается из погибших.
Не надо делать культа из Победы. Нельзя писать и говорить: "можем повторить". НЕ МОЖЕМ!!!
Я не увидел своего деда и многих своих дядюшек и тетушек, оставшихся на ней. Мой дед родился на Украине, строил там города и киевский стадион "Динамо", потом укрепления на новой границе в Западной Украине после 1939 года уже офицером. Встретил войну 22 июня 1941, прошел сталинградскую битву. В письме писал, что все офицеры из его батальона выбыли по ранению или смерти. Он выбыл позже: как писали тогда "пал смертью храбрых", а на деле от случайной бомбардировки (ехал в штаб батальона) 23 февраля 1943 года. Жители украинского села похоронили его вместе со второй жертвой того дня от сброшенной бомбы, которой оказалась их молодая односельчанка. Потом было немецкое наступление, и все сослуживцы деда погибли. Отец пытался найти их, но безуспешно: погибали и исчезали в боях целые дивизии. После войны деда перезахоронили в братской могиле. Теперь, когда и отца уже нет в живых, я хотел бы побывать на могиле деда на 80-ю годовщину его смерти, да вот надежд на это мало. Не украинцы в этом виноваты.
Не любили вспоминать войну поэты, прошедшие войну. Это написала Юлия Друнина.
"Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне".
А о нежелании считать себя героем-победителем написал фронтовик Юрий Левитанский.
"Ну что с того, что я там был.
В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл,
я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне,
война участвует во мне.
И пламя вечного огня
горит на скулах у меня".
Преступлением является любая пропаганды войны.
Одна из лучших статей тут, но что-то кнопки "Поддержать автора" не видно. Отдельное спасибо за "День независимости", фильм о том, как все земляне объединились. Но неужели для этого необходим внегалактический враг?
Как говАривал (или попИсывал?) кумир современных православных российских коммунистов Владимир Ильич Ленин: "Прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться."
.
Похоже, сейчас как раз такой этап "размежевания", а уж потом все "земляне" непременно объединятся как в фильме "Не смотрите вверх!", тут и "к бабке ходить не надо" :-)!
размежеваться, объединяться, размежеваться, объединяться, размежеваться, объединяться, размежеваться, объединяться ... доживём ли до оргазма?
Да, всё правильно - надо всегда оставаться человеком. При любых обстоятельствах. Невзирая на национальность, гражданство, веру и даже предубеждения и необоснованную ненависть по отношению к тебе.
.
Но всё же напомню господам гражданам РФ, что взрослый человек тем и отличается от ребёнка, что готов и должен брать ответственность и за свои дела и за своё бездействие. За своё бездействие при узурпации власти в стране, при убийстве оппозиционеров, при мордовании несогласных и неравнодушных. За равнодушие при творящемся вокруг бесправии, которое в конце концов и выливается в такие вот уродливые и смертельные формы.
Да, узурпация власти Майданом - сильнейший удар по украинской государственности.
А Майдан - это имя, или фамилия?
Погоняло
Автор задаёт вопрос:
<< сейчас, на краю пропасти, не мешает еще раз решить для себя, как мы будем действовать в случае реализации худшего из сценариев >>
И тут же отвечает на него:
<< Не надо помогать агитаторам. Даже хорошим >>
Другими словами - помалкивать, прикусив язык.
Прав Аркадий Бабченко. Нет особой разницы между "плохими" русскими и "хорошими" русскими. "Плохие" русские убивают украинцев (а также чеченцев, грузин, сирийцев и многих других). "Хорошие" русские трусливо молчат об этом.
И те и другие будут гореть в аду.
не много ли на себя берёте, определяя кому гореть в аду?
Бога-то нет, надо же кому-то
Если Бога нет, то всё дозволено, да?
Спасибо за напоминание. И в самом деле, сочувствовать жертвам - не значит распространять их вранье и оправдывать вообще все, что идет с их стороны. А с другой стороны, надо еще как-то не заразиться ответной ненавистью на их ненависть, на которую они-то имеют если не право, то очень веские причины.
Все это трудно, а мы всего лишь слабые люди.
Христос в помощь