«Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов», — обычно эту фразу приписывают Отто фон Бисмарку и используют в статьях о выборах. Судя по всему, Бисмарк и тут ни при чем, хотя фраза родилась в кулуарах немецкой политической жизни времен «железного канцлера». На выборах действительно регулярно и много врут, но все это лишь тень военного вранья — вот истинный смысл этой фразы, и всю его глубину мы можем видеть уже сейчас, в эти тревожные январские дни, которые вполне могут оказаться предвоенными.
С одной стороны, всем вроде бы все понятно — информация о реальных перемещениях войск и намерениях штабов секретна, поэтому обывателям не остается ничего, кроме как бесконечно пересказывать друг другу сомнительные новости со ссылкой на анонимные источники, комментировать их и делать на их основании далеко идущие выводы. Но, с другой стороны, понимание это несколько однобоко: гиперкритичность к творчеству «своих» агитаторов и заявлениям «своих» политиков и военных часто сочетается у нас с удивительной готовностью поверить всему, что сообщается противоположной стороной. Более того, много раз приходилось читать и слышать оправдание такой позиции: да, может быть они и врут, может быть, тиражируемая мною информация недостоверна и даже заведомо лжива, но раз она идет во вред ненавистному режиму — буду ее тиражировать. Кроме того, у них и право на вранье есть — ведь это они жертвы, ведь это их атакуют и так далее.
Здесь можно было бы привести множество примеров из недавней казахской эпопеи, где на фоне успокоения ситуации в стране множились фейки о всенародном сопротивлении в итоге несостоявшейся российской оккупации и даже гулял по сетям совсем уж топорный ролик «Фронта освобождения Казахстана». Но кому все это сейчас интересно?
Прежде всего надо помнить, что как только в дело вступают военные или спецслужбисты, место обычной информации или даже гражданской пропаганды занимает военная. Вроде бы и ресурсы те же, и те же аккаунты в соцсетях, но базовый темник приходит из совсем других мест.
Специфика военного вранья
Военная пропаганда — это специфический жанр работы с обществом, который тем и характерен, что заведомо лишен каких-либо моральных ограничений, приветствует анонимность и не предполагает последующих разъяснений: неделю назад со ссылкой на очевидца рассказали, как враги ели детей на завтрак, а потом про это уже никто не вспоминает, потому что тема новой недели — рассказ о том, как вражеские солдаты насиловали животных в зоопарке. В отличие от обычной пропаганды и тем более от обычного информирования, цели военной пропаганды краткосрочны и утилитарны: прямо сейчас воодушевить своих солдат и вогнать в сомнения и в депрессию вражеских, прямо сейчас и любой ценой сплотить свое общество вокруг своей армии и политического руководства, при этом постаравшись разложить вражеское. Поэтому истина, гуманизм, реальное положение дел, а часто даже элементарная логика игнорируются: враг расчеловечивается всеми доступными способами, а как все это выглядит со стороны сейчас и как будет выглядеть потом — никому не интересно.