Нью-Йоркская фондовая биржа

Нью-Йоркская фондовая биржа

Фото: Global Look Press

Кризис вокруг Украины заставил всерьез говорить о возможности первого c 1998 года крупного дефолта России по российским гособлигациям, принадлежащим иностранным инвесторам. Минфин РФ заявил 6 марта, что выплаты по процентам будут зависеть от западных санкций.

Moody’s Investors Service присвоил Украине из-за геополитических рисков кредитный рейтинг B3 с рассмотрением вопроса о дальнейшем его понижении. У России, по оценкам этого рейтингового агентства кредитный рейтинг еще ниже — «Ca» с негативным прогнозом. Аналитики Moody’s прогнозируют российской экономике в этом году падение на 7% и продолжение падения и в 2023 году.

По оценке S&P Global Ratings, присвоившего России на прошлой неделе рейтинг «ССС», российские гособлигации от мусорных отделяет всего три небольших шага.

Еще пессимистичнее относятся к ближайшему будущему российской экономики в рейтинговом агентстве Fitch Ratings, которое второй раз за неделю понизило кредитный рейтинг России. На этот раз с прогнозом «дефолт неминуем». Причем вечером 8 марта Fitch понизил рейтинг РФ сразу на 6 ступеней до «С», находящего в самом низу его рейтинга.

«Рейтинг «С» отражает мнение Fitch о неминуемости суверенного дефолта (России)»,- говорится в заявлении агентства.

Чем украинские бумаги лучше российских

Быстрее всего на санкции и на спецоперацию российских вооруженных сил по демилитаризации и денацификации Украины отреагировали ценные бумаги компаний участвующих в конфликте сторон. Основной удар, как нетрудно догадаться, принял на себя российский бизнес. Акции ряда крупнейших российских компаний и банков обвалились едва ли не до нескольких центов и превратились в привлекательные активы. И конечно, очень рискованные, потому что никто не знает, как долго продлится операция ВС РФ на Украине, когда после прекращения боевых действий Запад начнет ослаблять санкции и произойдет ли это вообще. Ну и главный вопрос: в какой степени и как быстро восстановится экономика России и Украины.

Как сообщает Wall Street Journal, руководство инвестиционной компании Gramercy Funds Management LLC со штаб-квартирой в американском Гринвиче собралось на экстренное совещание еще в субботу 26 февраля, то есть на третий день после начала «спецоперации». Топ-менеджеры компании обсуждали воздействие военного конфликта в Украине на макроэкономику и их инвестиционный портфель. Главные роли на экстренном совещании играли председатель правления Gramercy Мохаммед эль-Эриан, бывший топ-менеджер Pacific Investment Management Co., и основатель Gramercy Роберт Кенигсбергер, активный участник реструктуризации аргентинского долга.

Совещание началось с предложения о покупке облигаций правительства Украины, которые к тому времени можно было приобрести по цене 45 центов за доллар, т.е. более чем в два раза дешевле номинала. Возможность для этого у Gramercy была, потому что она в конце января 2022 года продала все российские и украинские гособлигации.

Украинские гособлигации казались руководству инвесткомпании выгодным вложением. Ход рассуждений был приблизительно таким: после окончания боевых действий Украина в той или иной мере сохранит независимость и получит массивную финансовую помощь от Европы и США. Естественно, были и негативные моменты. Например, по-прежнему трудно сказать, какую часть госдолга инвесторов Киев попросит списать при потенциальной реструктуризации долга. Это соображение в конце концов перевесило плюсы, и руководство Gramercy решило не торопиться с покупкой и дождаться, когда картина хотя бы немного прояснится.

«Необходимо проявлять крайнюю осторожность и не торопиться покупать бумаги»,- объяснил это решение Роберт Кенигсбергер.