Издательство «Новое литературное обозрение» представляет новинку — книгу историка Эмманюэля Фюрекса «Оскорбленный взор. Политическое иконоборчество после Французской революции». Автор пытается ответить на вопрос, который постоянно вызывает ожесточенные дискуссии, — что делать с памятниками «неоднозначным» историческим личностям, сносить или оставлять на прежних местах? Книга посвящена политическому иконоборчеству, то есть борьбе с политическими знаками и эмблемами во Франции с 1814 по 1871 год.

Автор рассказывает не только о борьбе, но и о том, каковы были эти политические знаки: флаги, перевязи, кокарды, статуи и бюсты, цветы, домашние животные, монеты, печати и штемпели и многое другое. Все рисковало оскорбить чей-то бдительный взор, всё могло стать и становилось аргументом и мишенью в политической борьбе.

С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из книги.

К иконоборчеству прибегают и те, кто протестует против правящего режима. В первые годы после падения Наполеона они часто нападают на знаки новой власти, портят и оскверняют их. Все подобные жесты нарушают закон и провоцируют скандал, однако истолковывать их можно по-разному. Поскольку они направлены против воплощений суверенной власти, считающихся неприкосновенными: флагов, династических эмблем, изображений государя, — кажется, что всем им по определению присущ политический характер. В самом деле, иконоборческие жесты незаметно формируют суждение о государе, ставят под сомнение его легитимность и вызывают политические последствия — прежде всего публичный скандал, подрывающий официальное единомыслие. Властям такой скандал внушает гораздо бóльшую тревогу, чем суть или причины протеста: зрелище разбитого идола способно испортить «умонастроение общества», и потому его любой ценой следует скрыть от подданных. Кроме того, иконоборчество может быть истолковано как молниеносный, хотя отчасти смехотворный прорыв в то публичное пространство критики, которое все еще считается доступным только для узкой элиты. Оно не вписывается в рамки официального политического пространства и тем не менее, покушаясь на знаки власти, бросает ей вызов. Наконец, частные случаи иконоборческих жестов выдают и другую логику действия. Нападение на знак может объясняться и ненавистью к тому, что он обозначает, и желанием отыскать предлог для иного, инфраполитического спора. За атакуемым знаком и его референтом могут скрываться многообразные источники фрустрации. Индивид или коллектив, которые иконоборец желает оскорбить, не всегда напрямую связаны с самим этим знаком.