Вэй Цзиншэн. Фото: © imago stock&people via www.imago / Global Look Press

Вэй Цзиншэн. Фото: © imago stock&people via www.imago / Global Look Press

Давно планировал познакомить читателей «Хартленда» с никогда не переводившимся (даже странно почему) на русский язык знаменитым эссе «Пятая модернизация» — главным произведением «китайского Сахарова» Вэй Цзиншэна (魏京生), который после 18 лет сидения в различных тюрьмах КНР в 1997 году был отпущен «на лечение» в США по просьбе президента Билла Клинтона. Этот беспрецедентный для Китая того времени манифест сначала в виде дацзыбао был наклеен в ночь на 5 декабря 1978 года на знаменитую «Стену демократии» на углу улицы Сидань и проспекта Чананьцзе, а затем — с добавлением в виде вступления Вэя (о «рабах-любителях» и «рабах-профессионалах») — был напечатан в январе 1979 года в самиздатовском журнале «Таньсо» (探索).

Тогда я — 25-летний корреспондент ТАСС в Пекине — приобрел экземпляр «Таньсо» в толпе китайцев у «Стены демократии», почитал этот длиннющий манифест, но, честно говоря, как-то не проникся. Отчасти не верил или не очень разделял, а где-то не понял всей сути и глубины написанного. Теперь же, перечитав этот текст 43 года спустя после первого ознакомления, готов согласиться с теми, кто наградил Вэй Цзиншэна ярким титулом — «отец китайской демократии».

Меня могут спросить: зачем публиковать это у нас (а эссе это на русском, кстати, не публиковалось) сейчас? Отвечаю: чтобы подсветить фундаментальные принципы, на которых сформировался «союз автократий» — правящих классов КНР и РФ, Си Цзиньпина и Путина. Описанная Вэем китайская «реплика» своими базовыми автократическими чертами смотрится как близкий родственник не только сталинского «оригинала», но и практически сформировавшейся на наших глазах путинократии.

И второе. Конечно, по прочтении «Пяти модернизаций» меня могут упрекнуть: «А разве автор не ошибся? Ведь у Дэн Сяопина и его преемников четыре модернизации прекрасно состоялись без всякой демократии». Отвечаю: да, на первый взгляд Вэй вроде бы ошибся, модернизацию страны руководство КНР успешно осуществило, при этом подавив демократические движения в 1979-м, а потом и в 1989-м, и таким образом как бы подтвердило правильность избранного авторитарного пути развития.

Что ж, все вроде бы так, только вот вовсе не факт, что «политический транзит» в Китае благополучно завершен или уже завершается в том виде, в котором хотелось бы это видеть верховному лидеру КНР Си Цзиньпину. Во-вторых, в экономике сохраняется стратегическая неопределенность, фундаментальные механизмы накопления диспропорций, как уверены авторитетные эксперты, остаются не вылечены.

Си Цзиньпин возлагает венок к памятнику Дэн Сяопину в Шэньчжэне. 14.10.2020. Фото: © Wang Ye / Xinhua / Global Look Press

В-третьих, не оправдался прогноз тех западных политиков и экспертов, которые в конце 1990-х годов, полемизируя с тем же Вэй Цзиншэном, выражали надежды на «постепенную демократизацию» Китая под властью Компартии. Вместо этого Си Цзиньпин в последние годы вместо курса на демократизацию и, соответственно, движения в сторону принятия западной политической модели осуществил целый набор организационных и технократических мероприятий по созданию какой-то новой, незападной модели управления. Кстати, западные журналисты прозвали данное действо «пятой модернизацией». Но Си, конечно, это название решил не использовать: уж больно неудачная реминисценция получается.