Уже довольно давно специалисты по Китаю пытаются осмыслить одно очевидное противоречие. Вроде бы, «основной принцип теории модернизации заключается в том, что по мере экономического и социального развития национальные государства неизбежно переходят к демократии». Но, получается, что Китай как бы эту теорию опровергает. Стремительный рост ВВП, урбанизация и индустриализация так и не подвигли его к созданию демократических и либеральных институтов. В то же время в «родственных» обществах Тайваня и Южной Кореи — базирующихся также на конфуцианской культуре — эти институты в 80-х — начале 90-х годов были созданы. Да и Сингапур c его «нелиберальной демократией», по большому счету, последовал за ними.
Консенсус верхов и низов для демократического транзита
В Китае в начале 80-х годов движение в этом направлении вроде бы наметилось, но затем было сильно приторможено в 1987 году, с отстранением с поста генсека КПК реформатора Ху Яобана, а затем окончательно остановлено 4 июня 1989 года, с подавлением студенческих выступлений на площади Тяньаньмэнь и смещением Чжао Цзыяна и других реформаторов. С Ху и Чжао продвинутые китайцы, прежде всего студенты, профессионалы, часть интеллигенции и предпринимателей в крупных городах, связывали надежды на дальнейшую либерализацию экономики и общественно-политической жизни, ослабление властной монополии КПК и усиление борьбы с партийной коррупцией. Надежды эти были жестоко подавлены Дэн Сяопином и консерваторами во главе с Ли Пэном в высшем руководстве. Лозунги, которые скандировали в мае-июне 1989 года на площадиТяньаньмэнь китайские студенты (например,我们要民主, 民主要我们! Women yao mingzhu, mingzhu yao women- «Нам нужна демократия, демократии нужны мы!», 打倒贪官!« Dadao tanguan (»Долой продажных чинуш!«), с тех пор запрещены к воспроизведению в любых формах и на любых площадках, в том числе в социальных сетях.
Впрочем, сегодня китайский народ в массе своей по поводу отсутствия демократических свобод особо не переживает. Беспрецедентный по продолжительности и темпам экономический подъем последних четырех десятилетий обеспечил не только значительную степень удовлетворенности населения своим уровнем жизни и уверенности в своем будущем, но и очень высокий уровень легитимности КПК. Коммунистическому правительству КНР доверяют, а точнее доверяли пять лет назад 93,1%, по данным опроса 2016 года — с тех пор опросов, по крайней мере, публичных и вызывающих доверие, не проводилось.
Некоторые западные эксперты высказываются в таком духе: Китай во избежание хаоса может совершить "демократический транзит" лишь через "консолидацию" и "сотрудничество" элит и масс (причем такое единение еще надо обеспечить). А это предполагает, что "вне зависимости от каких бы то ни было вызовов впереди, элиты и массы должны согласиться, что демократия — лучшая форма правления для решения проблем". До сих пор, однако, авторитарному руководству страной в лице КПК основные проблемы страны, в том числе обеспечение экономического роста, решать вроде бы удавалось.
Так что, пожалуй, определять дальнейшую судьбу Китая будут все-таки верхи. Как пишут китайский политолог Го Суцзянь и американский китаевед Гари Страдиотто в их совместном труде Prospects for Democratic Transition in China, гипотетический переход Китая к демократии »скорее всего, произойдет в результате процесса сверху вниз, который преобразует государство и его правительственные институты«.
«Ощущение, что мы вступаем в новую эпоху, – считает руководитель Школы востоковедения ФМЭиМП НИУ ВШЭ Андрей Карнеев. – Пространство для китаеведов в России как-то суживается, о каких-то вещах говорим осторожно, с придыханием. Сужаются возможности говорить прямо». - ключевая фраза! По мере того, как Россия превращается в вассала Китая, возможности объективного изучения Китая сокращаются. Для российских китаистов Китай все больше превращается в объект почитания и страха. Заниматься объективными исследованиями Китая в России становится страшно и, - практически, - невозможно!
Вот это содержательно. Не стоило спешить с отдельной публикацией (оплаченного китайцами?) пресс-релиза В. Кашина.
Вы серьёзно, сэр? Неужели похоже на то, что я работаю на китайцев? Смешно даже читать такое. Интервью с Кашиным - это просто "ликбез", пусть наши люди (мыслящая их часть) получат адекватное представление, с чем/кем, возможно, придётся иметь дело России уже в ближайшие десятилетия.
Абсолютно серьезно. Вы на китайцев, разумеется, не работаете (не очень ясно, где в моих словах можно увидеть такое утверждение). Но вот В. Кашин, очевидно, работает. Не бывает грамотной независимой аналитики, где не содержится ни одного "но". Между тем, текст В. Кашина об армии Китая именно такой. Ни одной проблемы, одни успехи. Стыдно.
Вообще-то, труды Василия публикуются на Западе, и они вряд ли бы издавались там, если он "работал" на китайцев. P.S. кстати, разве про коррупцию в НОАК - пусть и в прошлые годы - он в интервью не говорил?
Да, в прошлом его статьи оставляли ощущение более взвешенных.
Единственная привлекательная для граждан России сторона "китайской модели" - антиамериканизм, и то не настоящий китайский, а в большей степени приписываемый Китаю советским образом мышления "на основе реальных событий". Ну, может быть еще "расстрелы чиновников". В остальном же об образе жизни Китая российскому человеку ничего не известно, а то, что известно, совсем не является объектом мечтаний. Ни жить, ни учиться, ни работать как китайцы желающих не найдется.
К сожалению или к счастью, у нас нет ни единого шанса жить на китайский манер. Все совсем другое: история, демографическая ситуация, политические традиции... Популярные когда-то сетования, что наша КПСС не воспользовалась их опытом и не двинулась по «китайскому пути» были не в ладах с реальностью. Такой поворот был фундаментально невозможен для России конца 80-х. Сейчас тем более.
Абсолютно согласен. Особенно удивляет активное "боление" за Китай, мол вот покажет он сейчас кузькину мать Штатам и заживем. Это при том, что нормы морали, нравственности, справедливости, да просто бытового поведения китайцев не имеют ничего общего с в целом, как ни странно, западной российской культурой. Еще более удивительно, что перед американцем, тем более белым, те же россияне хороводы водить будут, а отношение к китайцу едва ли будет лучше, чем к дворнику из Средней Азии.
Про отношение к китайцам. Случилось в позапрошлом году побывать в Хабаровске. Китайцев там не сказать чтобы очень много, но их присутствие заметно. В основном это явно туристы. Им дешево и прикольно. А местные жители относятся к ним со странной смеси подобострастия и страха. С одной стороны — пусть приезжают, покупают, строят и инвестируют, с другой — еще немного, и они все здесь заполнят и нас вытеснят. Нет ни вывесок, ни даже разделов в ресторанных меню на китайском. Китай совсем рядом, но представления о нем основаны на таких же мифах и предрассудках, как и у жителей средней полосы, видящих китайцев лишь по телевизору.