
Издательство «Альпина нон-фикшн» выпускает книгу «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений». Ее автор, профессор истории и социологии науки в Пенсильванском университете Сьюзан Линди, освещает историю научно-технической войны, начиная с появления огнестрельного оружия в Европе и остальном мире после 1500 года и заканчивая изобретением кибертехнологий.
Специалисты при финансовой поддержке государств продолжают изобретать все более эффективные способы уничтожения людей и их среды обитания. При этом человеческий разум стал полем сражения нового типа, крайне уязвимой целью, во многих отношениях более важной для войны XXI века, чем фабрики или военные объекты, и эффективным оружием. Ведь страх и гнев, вызываемые пропагандой, могут наносить вполне реальный социально-экономический и политический ущерб.
С любезного разрешения издательства журнал «Будущее» публикует фрагмент, посвященный «промывке мозгов».
В начале XX века американский психолог и бихевиорист Джон Бродес Уотсон (1878–1958) разрабатывал теории социального контроля человека, делавшие акцент на чрезвычайной пластичности сознания. Он утверждал, что если бы ему дали 12 здоровых младенцев, то он смог бы с помощью методов бихевиористики превратить их в кого только пожелает — в музыкантов, специалистов или преступников. Самосознание в соответствии с теорией бихевиоризма Уотсона целиком зависит от окружения. Предполагается, что поведение людей можно модифицировать путем научного подхода к контролю окружения.
Диссертация Уотсона, которую он защитил в Чикагском университете в 1903 году, была посвящена взаимосвязи обучения и нервной системы у крыс. Затем он переключился на морских птиц, а в 1913 году применил полученные знания к людям. Изучая животных, не способных сказать, что они думают, он предположил, что сознание никак не связано с поведением человека и, безусловно, неважно для психологии. Смысл психологических наук, по его словам, заключался не в проникновении в сознание, а в предсказании и контроле человеческого поведения. Это, как он полагал, делает психологию объективной наукой, способной решать задачи с математической строгостью. Карьера Уотсона как ученого-психолога завершилась в 1920 году, когда его вынудили уйти из Университета Джонса Хопкинса из-за связи с аспиранткой. После этого он занялся маркетингом и связями с общественностью. Однако его ранние идеи пустого сознания — мозга, не сознающего самого себя, — имели большое влияние, особенно в 1950-е годы, когда контроль разума стал насущной проблемой холодной войны.
Одна из этих идей получила название промывки мозгов. Журналист Эдвард Хантер публично использовал этот термин в сентябре 1950 года в статье в Miami News. Он утверждал, что это понятие — дословный перевод с китайского, his-nao, а метод представляет собой соединение современной науки и древнекитайской практики принуждения. В действительности ЦРУ использовало этот термин задолго до статьи в Miami News, о чем Хантер знал в силу своей работы в качестве специалиста по психологической войне в Управлении стратегических служб США и позднее в ЦРУ. Первоначально он обозначал китайские методы перевоспитания нежелающих сотрудничать крестьян после китайской революции 1949 года. Из китайских крестьян, выросших в условиях феодализма, нужно было воспитать коммунистов. Как и коренные жители Викоса, они должны были принять новый образ жизни и новые политические идеалы. В Китае тех, кто упорствовал, отправляли в тюрьму и пытали, пока они не соглашались измениться.
«Война существует не потому, что разные группы людей во внешнем мире воюют друг с другом; в корне своем война существует потому, что человек в конфликте. Корень войны внутри человека, вовне вы видите только ветви и листья. Через каждые десять лет человечеству необходима война. За десять лет человек накапливает внутри себя столько ярости, сумасшествия, помешательства, что ему необходимо извержение. Пока мы не трансформируем сам человеческий сценарий, пока мы не дадим человеку совершенно новую программу жизни и бытия, мы можем продолжать говорить о мире, но продолжать готовиться к войне.
Именно это мы делали на протяжении тысяч лет: говорили о мире и создавали войну. И весь абсурд в том, что даже во имя мира мы сражаемся: величайшие войны были во имя мира. Прошлое было совершенно разрушительным. С помощью той же самой энергии человечество могло бы создать рай на земле, а все, что мы сделали — мы вместо этого создали ад. Но вопрос не в том, чтобы изменить политические идеологии в мире, вопрос не в том, чтобы научить людей братству, потому что все это уже делалось, и все это провалилось.
Человек расщеплен; те же самые люди, которые говорят о мире, являются причиной той расщепленности. Они разделили человека на хорошее и плохое, низшее и высшее, земное и божественное, материальное и духовное. Они создали трещину в человеческой душе, и внутри идет постоянная война. Все люди борются сами с собой, а когда им надоедает, они начинают бороться с кем-то другим. Вот почему во времена войны люди выглядят более счастливыми. Их лица сияют энтузиазмом, их походка становится танцующей. Они трепещут, потому что хотя бы несколько дней им не нужно сражаться с собой, они нашли козла отпущения — снаружи. Это может быть фашист, это может быть коммунист, это может быть мусульманин, это может быть христианин — неважно, но кто-то снаружи. Это бегство от внутренней борьбы; и в каком-то очень нездоровом смысле это расслабляет.
Но нельзя продолжать войну постоянно, рано или поздно человек вынужден снова вернуться внутрь. Политик создает войну снаружи, священник создает войну внутри. Это древнейший и худший заговор против человечества. Мое видение — это целостная душа. Тело уважается, не отрицается, его любят, ценят, за него благодарны. Материя не отрицается, ею наслаждаются, она является частью духовного роста. Нет двойственности: есть диалектика роста. Как мы ходим на двух ногах. Так у птицы два крыла. Материя и дух, тело и душа, низшее и высшее — это два крыла." Ошо
перевод так себе ((