2 мая министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью итальянскому каналу Mediaset выдал оригинальную интерпретацию истории. Чтобы обосновать, почему еврейское происхождение Владимира Зеленского не противоречит засилью нацистов в Украине, о котором говорят власти РФ, дипломат поведал, что у Гитлера «была еврейская кровь», а «самые ярые антисемиты, как правило евреи».
Слова Лаврова возмутили правительство Израиля. Премьер-министр Нафтали Беннет объявил, что цель подобных высказываний — возложить вину за Холокост на самих евреев, и добавил, что использование Холокоста в качестве политического инструмента неприемлемо.
Впрочем, в ведомстве Лаврова не нашли в его репликах ничего постыдного или хотя бы неловкого. Наоборот — чтобы зацементировать свою позицию, на следующий день министерство обвинило* власти Израиля в поддержке «неонацистского» режима в Украине. Министра иностранных дел Израиля Яира Лапида, который назвал* обвинение самих евреев в антисемитизме «самой низменной форма расизма», российские дипломаты раскритиковали за «антиисторические заявление». Никаких противоречий с не соответствующими действительности уроками истории от Лаврова они явно не увидели.
На самом высшем уровне стороны вроде бы формально утрясли разногласия: Владимир Путин извинился за слова министра перед Беннетом. Вроде бы — потому что об извинениях сообщили со стороны Израиля, а Кремль никаких подробностей разговора между политиками не раскрыл. Вероятно, открытое признание неправоты ведущего российского дипломата на государственном уровне кажется проявлением слабости, даже если речь идет о таких темах, как антисемитизм и Холокост.
Как получилось, что в стране, где победа над нацистской Германией считается главным достижением и чуть ли основой национальной идентичности, власти позволяют себе бесчувственные высказывания в сторону главных жертв гитлеровского режима, после чего не извиняются за них, а только усугубляют скандал?
* ссылка ведет на ресурс СМИ, признанного минюстом РФ иноагентом