Dmitry Chasovitin / Global Look Press
События последних пяти с половиной месяцев спровоцировали подъем специфичной разновидности «патриотизма» — агрессивной и радикальной, основанной на противопоставлении России всему миру и заточенной под бесконечный поиск внутренних и внешних врагов: загнивающего Запада и пятой колонны.
Радикальные консерваторы, реваншисты, националисты, сторонники «русского мира» и железного занавеса по-прежнему остаются маргинальным явлением и едва ли играют серьезную роль в глобальных процессах и политических решениях, но события в Украине позволили им привлечь более массовую аудиторию, чем раньше. Подобные авторы обрели тысячи благодарных читателей и слушателей, готовых вместе с ними сочинять популистские лозунги и раскрывать заговоры против России.
Данный феномен необходимо рассматривать в отрыве от «высших эшелонов власти» — прагматиков, которые, даже воспитывая у населения любовь к традиционализму, президенту и ядерному арсеналу, прежде всего беспокоятся о своих интересах. Для последних установление идеологии остается второстепенной задачей. Авторы телеграм-каналов с аудиторией в несколько тысяч или даже десятков тысяч читателей, наоборот, прежде всего стремятся к тому, чтобы подогнать события в России, Украине и мире под мировоззренческую систему, картографировать расходящиеся тропки далеко не всегда последовательных и логичных решений. Показать людям, как жить и во что верить.
Многие из них искренне верят в то, о чем пишут, и мало чем отличаются от собственных читателей: и те, и другие испытывают острую потребность в том, чтобы придать происходящему смысл. Свести «денацификацию», убежденность в собственном превосходстве, борьбу с западными ценностями, репрессивные законы и озлобленность к общему знаменателю. Оправдать экономический упадок сакральным предназначением, представить изоляцию от значительной части остального мира как возможность показать независимость и обрести самоидентичность (как будто бы раньше обретению самоидентичности мешали McDonald’s и Starbucks). Интерпретировать беспросветную безнадегу как временные препятствия на пути к грандиозному будущему. Найти логику в зачастую лишенных ее решениях, чтобы самим не утратить фундамент. Не лишиться уверенности в том, что это они правы, а все остальные — либо злодеи, либо глупцы.
В попытках упорядочить охвативший Россию хаос через идеологию эта категория граждан невольно показывает, насколько хаос несводим к порядку, насколько лишен логики и идей, насколько уникален в своей беспредметности. Аргументация борьбы с нацистами через конспирологические теории об «англосаксах» и любимый Гитлером социал-дарвинизм, «очеловечивание» государств, апелляция к праву сильного. Разбор подобных тезисов способен вызывать разнообразную гамму эмоций — от возмущения до иронии.
Однако именно погружение в мир вышедших из тени «патриотов» под литерой Z помогает лучше понять и почувствовать, как и почему Россия опустилась туда, где находится сегодня.
Zamir Usmanov / Global Look Press