Rutube Маргариты Симоньян
2 сентября главный редактор RT Маргарита Симоньян поделилась секретом успешной жизни и внутренней гармонии в эфире программы «Вечер с Владимиром Соловьевым»:
«Служить своей родине — это честь, это привилегия, это праздник, и это нужно еще заслужить. И это больше чем что бы то ни было, что тебе могут дать. Тебе позволили, доверили служить своей родине. Что тебе еще нужно? Просто теперь не облажайся в этом служении. Служи как следует, служи как надо».
Позже одна из самых влиятельных фигур российской государственной пропаганды поделилась той же мудростью в соцсетях — естественно, написав слово «родина» с большой буквы, чтобы ни в коем случае не сбавлять градус патриотического пафоса.
Идея служения родине, которая подразумевает не только теплые чувства к стране, где человек родился и вырос или которую он считает домом, но и готовность пожертвовать всем, что имеешь, поставить все свое индивидуальное существование на алтарь «служения» чему-то большему — далеко не новый и не уникальный прием пособников тоталитарных режимов. При многих диктатурах апелляция к «патриотизму» выступала в качестве универсального аргумента, призванного убедить обычных людей вредить не только другим, но и самим себе.
Рассуждения о том, что каждый должен быть готов пожертвовать всем, что у него есть, ради «служения родине» — пожалуй,
самый внутренне противоречивый, лицемерный и бесчеловечный прием пропаганды.
Он заключается не только в том, чтобы заставить людей добровольно отказаться от всего, что делает их собой, но и в том, чтобы убедить их получать удовольствие от этого процесса: смаковать разрушение мира и слепо верить, что террор и страдания вокруг послужат надежным фундаментом для благополучия территориально-культурных конструктов, которые называются родиной.
Чтобы добиться этого, недостаточно воззвания к простым и понятным чувствам — привязанности к местам, с которыми связаны теплые воспоминания, или ощущения умиротворения от звуков родной речи за границей. Каждое из подобных чувств необходимо утрировать до таких масштабов, когда одно упоминание «родины» будет пробуждать праведный гнев и ненависть ко всему, что родиной не является, а также затуманивать любые другие стремления и убеждения: заботу о себе, сострадание к другим, беспокойство за будущее, желание сохранить внутреннюю свободу.
Там, где «родина» в том смысле, в каком о ней говорит Симоньян, возводится в статус древнего божества, которое требует от сынов и дочерей полностью отринуть индивидуальность, не остается места ни для чего иного. Любовь в такой реальности обязательно сопряжена с ненавистью, а «гуманизм» приравнивается к ругательству, поскольку главной ценностью он провозглашает не служение абстрактной идее, а благополучие человека.
В такой реальности невозможно любить свою страну, но при этом не считать врагами всех остальных, или думать не только о своей стране, но и о самом себе и о других людях. Отказываться от принесения себя в жертву «родине» — значит выдать в себе предателя и эгоиста. Видеть в людях живых существ, а не граждан государства или представителей народа — значит навлечь на себя обвинения в надругательстве над национальной идеей и оскорбления за отказ от «служения».
Аналогия с религиозным служением, которую провела Симоньян, позволяет очень точно ухватить суть того «патриотизма», которого требуют от населения глашатаи власти. Монахи и просто верующие люди должны со смирением относиться к любым лишениям и даже получать от них удовольствие — ведь сам факт, что бог подверг их таким испытаниям, означает, что они ему — богу — далеко не безразличны. Разница между религиозным служением и служением государству заключается лишь в том, что во втором на место бога ставится то, что люди вроде Симоньян называют родиной.
В остальном идея «служения» эксплуатируется политическими пропагандистами точно так же, как и религиозными. Ей оправдывают крестовые походы, экономические потрясения и даже массовый террор. Последний пункт в зависимости от контекста может называться по-разному — инквизицией или борьбой с пятой колонной. Самое важное остается неизменным:
эти действия осуществляются во имя силы, именем которой легитимизируется насилие и оправдывается произвол.
Rutube Маргариты Симоньян