2 сентября главный редактор RT Маргарита Симоньян поделилась секретом успешной жизни и внутренней гармонии в эфире программы «Вечер с Владимиром Соловьевым»:
«Служить своей родине — это честь, это привилегия, это праздник, и это нужно еще заслужить. И это больше чем что бы то ни было, что тебе могут дать. Тебе позволили, доверили служить своей родине. Что тебе еще нужно? Просто теперь не облажайся в этом служении. Служи как следует, служи как надо».
Позже одна из самых влиятельных фигур российской государственной пропаганды поделилась той же мудростью в соцсетях — естественно, написав слово «родина» с большой буквы, чтобы ни в коем случае не сбавлять градус патриотического пафоса.
Идея служения родине, которая подразумевает не только теплые чувства к стране, где человек родился и вырос или которую он считает домом, но и готовность пожертвовать всем, что имеешь, поставить все свое индивидуальное существование на алтарь «служения» чему-то большему — далеко не новый и не уникальный прием пособников тоталитарных режимов. При многих диктатурах апелляция к «патриотизму» выступала в качестве универсального аргумента, призванного убедить обычных людей вредить не только другим, но и самим себе.
Рассуждения о том, что каждый должен быть готов пожертвовать всем, что у него есть, ради «служения родине» — пожалуй,
самый внутренне противоречивый, лицемерный и бесчеловечный прием пропаганды.
Он заключается не только в том, чтобы заставить людей добровольно отказаться от всего, что делает их собой, но и в том, чтобы убедить их получать удовольствие от этого процесса: смаковать разрушение мира и слепо верить, что террор и страдания вокруг послужат надежным фундаментом для благополучия территориально-культурных конструктов, которые называются родиной.
Чтобы добиться этого, недостаточно воззвания к простым и понятным чувствам — привязанности к местам, с которыми связаны теплые воспоминания, или ощущения умиротворения от звуков родной речи за границей. Каждое из подобных чувств необходимо утрировать до таких масштабов, когда одно упоминание «родины» будет пробуждать праведный гнев и ненависть ко всему, что родиной не является, а также затуманивать любые другие стремления и убеждения: заботу о себе, сострадание к другим, беспокойство за будущее, желание сохранить внутреннюю свободу.
Там, где «родина» в том смысле, в каком о ней говорит Симоньян, возводится в статус древнего божества, которое требует от сынов и дочерей полностью отринуть индивидуальность, не остается места ни для чего иного. Любовь в такой реальности обязательно сопряжена с ненавистью, а «гуманизм» приравнивается к ругательству, поскольку главной ценностью он провозглашает не служение абстрактной идее, а благополучие человека.
В такой реальности невозможно любить свою страну, но при этом не считать врагами всех остальных, или думать не только о своей стране, но и о самом себе и о других людях. Отказываться от принесения себя в жертву «родине» — значит выдать в себе предателя и эгоиста. Видеть в людях живых существ, а не граждан государства или представителей народа — значит навлечь на себя обвинения в надругательстве над национальной идеей и оскорбления за отказ от «служения».
Аналогия с религиозным служением, которую провела Симоньян, позволяет очень точно ухватить суть того «патриотизма», которого требуют от населения глашатаи власти. Монахи и просто верующие люди должны со смирением относиться к любым лишениям и даже получать от них удовольствие — ведь сам факт, что бог подверг их таким испытаниям, означает, что они ему — богу — далеко не безразличны. Разница между религиозным служением и служением государству заключается лишь в том, что во втором на место бога ставится то, что люди вроде Симоньян называют родиной.
В остальном идея «служения» эксплуатируется политическими пропагандистами точно так же, как и религиозными. Ей оправдывают крестовые походы, экономические потрясения и даже массовый террор. Последний пункт в зависимости от контекста может называться по-разному — инквизицией или борьбой с пятой колонной. Самое важное остается неизменным:
эти действия осуществляются во имя силы, именем которой легитимизируется насилие и оправдывается произвол.
Rutube Маргариты Симоньян
"Защита Родины" — это в любом случае защита действующей на данный момент власти, государственного строя, каким бы он ни был, самым демократическим или самой автократической диктатурой. Ни диктатор со своими приближенными, ни самый демократически избранный президент или парламент — никто из них не будет умирать на полях сражений, пушечным мясом всегда будут простые граждане, а не люди у власти. И направляя граждан на фронт они во-первых защищают себя и свое положение в обществе, независимо от того, демократия это или дитатура.
Что, если этот материал приложить к реалиям современной Украины? Там люди готовы сражаться и умирать за родную землю, родину, отечество — Vaterland, если переводить дословно. Кажется они не слишком склонны различать землю и ценности, понятие родной страны в их сознании объединяет и то, и другое.
Если какой-то реальный, а не выдуманный враг и в самом деле нападет на Россию, и речь зайдет о ее выживании — точно так же все эти тщательно выстроенные рассуждения покажутся абстрактными и не относящимися к делу.
Возможно этот текст является скрытым предупреждением всем, включая украинцев, что мобилизация под лозунгом защиты родной земли способна нести в себе опасность перерождения во что-то очень неприятное и опасное.
Или же стоит сделать еще один шаг и вспомнить, что современное государство есть единство территориальной определенности и гражданского согласия по этому поводу. Гражданские обязательства включают в себя требования по защите своей земли в конкретном смысле территории. Но тогда речь стоит вести не об отсутствии у государства оснований требовать от людей защищать землю, а про способность государства этим правом злоупотреблять.
у украинцев угроза родине совсем не мнимая
Никогда не ощущала теплоты при звуках родной речи за границей, наоборот - хотелось отойти подальше ))
Умная статья, интересная, спасибо.
Геббельс покончил с собой, женой и детьми, не дожидаясь капитуляции и трибунала. Эта женщина дождется.
Все так. Только немецкие существительные все-таки пишутся с большой буквы, правило такое :)
Больше и сказать нечего, как о заглавной букве? Кстати, для знатоков : заглавная или прописная буква - это более правильно, а "большая буква"-это для детей, чтобы понятно было.
Все существительные - с заглавной буквы?
Да, все.
Именно так!
Служить Родине - это кому? Такой же примитивный обман, как "интересы государства". Это всегда манипулятивный мошеннический приём, нацеленный на то, чтобы человек делал то, что выгодно не ему, а элитам у власти, озабоченным лишь тем, чтобы подольше у этой власти остаться
Отличный материал, спасибо, Василий! "Слово, маскирующее жестокость, лицемерие и смерть". А речь Геббельса про защиту родины, да много всего интересного и понятного. Рассказать бы кому, но, боюсь, меня не поймут...