
Захар Прилепин
Телеграм-канал “Фронт Захара Прилепина”
«Россия должна не мобилизацию проводить, пугая хипстеров и менеджеров среднего звена, а строить мобилизационное государство, — говорится в колонке Захара Прилепина для RT. — Снизу доверху мобилизационное государство. Не либерально-буржуазный бизнес-кол-досуг-центр с корпоративами Меладзе, а страну, готовую ко всему. Где в центре стоят воин, рабочий, человек науки, священник, поэт. А не барыга, шоумен, блогер и плут. Где дерзость и справедливость в цене. Где каждый знает, что сытость, тепло и право на отдых — это результат непрестанной трудовой и ратной страды длиной в тысячу лет».
О том, сколько потребуется отдыхать после «тысячелетней страды», писатель, политик и публицист не уточнил, но главную мысль донес: российское общество должно быть переустроено таким образом, чтобы оно мыслило себя в оппозиции всему миру и существовало в постоянном состоянии боевой готовности, со слезами счастья от возможности жить, работать и умирать за государство и за идею, с оскалом ненависти в сторону тех, кто осмелится думать и действовать по-другому.
В последние дни пропагандистов путинского режима и сторонников происходящего в Украине стало удобнее классифицировать в зависимости от их реакции на контрнаступление ВСУ, совпавшее с масштабными мероприятиями в Москве по случаю Дня города. Многие восприняли как трагедию не столько потерю оккупированных территорий («еще отвоюем»), сколько контраст между этой «катастрофой» и фестивальным настроением в столице. Едва ли не впервые за последние полгода основным объектом критики Z-патриотов стали не «прозападные либералы» и прочая «пятая колонна», а власть, которая, по версии авторов соответствующих каналов, формирует у народа ложную успокоенность и позволяет людям оставаться в зоне комфорта, когда надо сплотиться вокруг общей задачи и реализующей эту задачу армии.
Конечно, подобные рассуждения ведутся максимально осторожно: вместо участвовавшего в открытии крупнейшего в Европе колеса обозрения Владимира Путина обвинения раздаются в адрес абстрактных «чиновников», которым собственный престиж и сиюминутные достижения важнее глобального проекта по преобразованию страны. Некоторые, как Прилепин, рассуждают о менталитете «осажденной крепости» и намекают или открыто говорят о том, что страна не должна жить как раньше, когда «весь мир против нас». Другие твердят о значимости идеологии — как можно что-то говорить о национальном единстве, если значительная часть населения больше беспокоится о материальных благах, чем о судьбах родины? Третьи истерически вопрошают в пустоту: куда мы катимся, если люди ходят по кафе и праздникам, пока наши бросают города, в которые несколько месяцев назад якобы пришли навсегда?
Общий тренд очевиден — среди пропагандистов выделилась радикальная прослойка, а ее риторика все более заметно противоречит риторике власти, которую они формально поддерживают. В отличие от Маргариты Симоньян с ее советами терпеть, ждать и не перечить в любой непонятной ситуации «начальству» (и ее же робкими надеждами на лучшую картину будущего как общую картину прошлого, «нашего общего прошлого, недавнего. Когда все вместе, когда День Победы, когда парад, когда и русский учат, и украинский. Когда и в кокошниках, и песни поют замечательные и на одном языке, и на другом») эта группа журналистов, блогеров и публицистов, вроде бы сохраняя лояльность режиму, требует от государства изменить политический и социальный дискурс таким образом, чтобы события в Украине занимали в нем центральное место.
О возможном распределении ролей среди элит разных категорий говорят уже довольно давно, но происходящее сейчас выглядит серьезнее, чем локальное бурление весной и летом. Серьезнее — хотя бы потому, что происходит оно на фоне возможного перехвата инициативы в Украине, слухов о мобилизации и растерянно-молчаливой реакции властей. Пока одни убеждают себя, что если не обращать внимания на проблему, она решится сама собой, другие настаивают, что полная и решительная победа возможна, только если использовать их патетические монологи как фундамент для национальной идеи.
Концерт в поддержку военной спецоперации «Zа Россию» в Екатеринбурге с участием А.Ф.Скляра и группы 7б
Dmitry Chasovitin / Global Look Press
Разногласия во взглядах на настоящее и будущее России между властью и ее самыми радикальными сторонниками можно метафорически проиллюстрировать мемом про ожидания и реальность.
Ожидания — демонстрация мускулов всему миру и триумф милитаристской диктатуры над теми, кто слабее или просто не привык решать политические вопросы силой. Реальность — затянувшийся конфликт с непредсказуемым финалом и сомнительными достижениями.
Ожидание — сплочение народа вокруг «русского мира» и президента, возрождение империи и утверждение в качестве оплота консервативных ценностей. Реальность — население либо слишком запугано, либо слишком индифферентно, чтобы активно проявлять свою позицию, а от лица народа вещает кучка плодовитых авторов, ностальгирующих по монархии или по коммунизму.
Ожидание — мобилизованная нация, готовая на все ради абстрактных лозунгов. Реальность — люди, которые не собираются отказываться от относительно нормального существования в патриотическом запале. Которые предпочитают гулять по украшенному неоновыми узорами центру Москвы, радоваться салюту и смотреть скачанные голливудские новинки, а не отгораживаться от мира крепостью и массово записываться в добровольцы.
Несколько месяцев назад велись активные дискуссии о том, можно ли современную Россию назвать фашистским государством. Сейчас кажется очевидным, что она пытается им стать, но никак не может достичь однозначного видения, как это сделать. Пока радикальные Z-патриоты фантазируют о просветлении нации под знаменем общей идеи и возмущаются пассивностью властей, власти все больше беспокоятся о том, как бы военные действия и сопутствующие геополитические потрясения не превратились для обычных россиян из телевизионной сказки в оглушительную реальность.
Пока одни мечтают о тотальной войне, другие боятся того, что с ними произойдет, если их симуляция фашистской диктатуры станет слишком реальной.
Истерика Z-патриотов связана с тем, что на повестку дня все явственно выступает новый тезис «Кто обманул Президента, кто стравил два братских народа, кто виноват в ужасах и разрушениях?»
Понятно, что сам Президент не мог злонамерен или ошибаться! Понятно, что генералы ФСБ не могли ошибиться или соврать Президенту (да, и кто знает этих генералов и то, что они сообщали). Очевидно, что это не Военные, которые готовы всегда защитить Родину и умереть за народ.
Тогда кто? Да вот же они - гиркины и прилепины, соловьевы, киселевы, которые из-за тщеславия и жадности к деньгам обманывали всех и, которым поверил даже Президент. Это они втравили всех братоубийственную войну, позорящую благородный многонациональный народ России не только перед людьми доброй воли, но и перед лицом Бога. Это видели и слышали все и их обличение (и не только) сразу облегчит душу невольно втянутых в скверну россиян.
Таков будет мейнстрим после заключения перемирия, которого справедливо для себя боятся Z -патриоты. Они будут крайними, а потому всеми силами, что угодно, только не перемирие.
Василий, отличный текст. Фактически, эссе на тему идеологических построений в диктатурах и тоталитарных обществах. Очень познавательно и увлекательно, и актуально для понимания РФ сегодня, конечно же.
"Если нации не существует, то мы в любом случае обречены".
Вот уж от кого не ожидал!
Если я такое утверждаю, правда без "если... то...", в мою сторону градом летят плевки, сопли, и прочая дрянь, а также утверждения, что умею лаять (Marika Frolova, ку-ку!).
Но я - Максим Мешков.
А это отличился сам Егор Холмогоров!
Отлично, Василий!
Хочешь разрушить демократическую власть? – дискредитируй элиту.
Хочешь разрушить социалистический режим? – прокрути дырки в стене цензуры и рассказывай правду.
Хочешь разрушить фашистский режим? – нанеси ему военное поражение.
В этих рассуждениях отчетливо не хватает еще одного понятия. Его введение обозначило бы дилемму российских властей гораздо отчетливее. Есть нация, и есть империя как два полюса существования государства. Нация стремится к внутреннему единству: один язык, общее происхождение, отторжение по отношению к любой внутренней культурной инаковости. Для империи внутренне разнообразие естественно и скорее безразлично, это совокупность народов и территорий.
Россия — империя. Стать национальным государством, вдохновиться идеей единства нации и начать бороться с любой инаковостью здесь просто не получится. У империй плохая репутация, отчасти заслуженно, отчасти нет. В данном случае имперство является естественным предохранителем против попыток внедрить унифицирующее единообразие. Навязываемый фашиствующими патриотами проект единения означает разрушение империи без гарантий появления на ее месте сильного национального государства. Дело же не в хипстерах, кофейнях и городских пространствах. Сама по себе идея национального возрождения имеет слишком мало активных сторонников, а попытка ее навязать неизбежно вызовет всплеск встречных национальных движений других народов России с неизбежными конфликтами между ними.
Сложно сказать, насколько это противоречие понимается российскими властями. Скорее нет, но есть унаследованные практики управления, а они по преимуществу имперские. Их инерция и препятствует национальному повороту. К счастью для всех нас.
Пропагандисты "второго эшелона" мало чем отличаются от осетрины "второй свежести". Ничего нового создать не могут, а истеричный пафос не помогает скрывать факты многомиллиардного финансирования их усилий со стороны "недостаточно радикальных" властей.
У меня тоже всегда было ощущение, что "второй эшелон" просто озвучивает то, о чем первый пока помалкивает по каким-то причинам. Вот это, например: "Любая страна по российскому периметру, которая всерьёз хочет безопасности и реальной независимости, должна не на ОДКБ надеяться, а входить в состав РФ — целиком, с головой, с историей, с детками и бабками." Это из статьи Прилепина на RT.
По-моему, у него уже всерьез крыша поехала.