Wiktor Dabkowski / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Евросоюз планомерно и целенаправленно стремится к полному отказу от российских энергоносителей. С августа Европа должна перестать покупать российский уголь. Сейчас европейцы обсуждают шестой пакет санкций, принятых после начала боевых действий в Украине. В этот пакет впервые входят и ограничения на импорт нефти из России. По словам главного экономиста Allianz Людовика Субрана, ЕС стремится к «иранизации России». Он имеет в виду многолетние попытки США вытеснить при помощи санкций иранскую нефть с мировых рынков.
Процесс отказа от российских энергоносителей растянется на несколько лет, но в ЕС намерены рано или поздно довести дело до конца. Тем не менее говорить о выполнении конечной цели — достижении энергетической независимости Старого Света — все же не приходится, потому что одну очень сильную зависимость от российских энергоносителей Европа заменит на несколько новых.
Еврокомиссия разослала по столицам членов ЕС проект шестого пакета санкций 3 мая вечером. В среду началось его обсуждение с 27 членами объединенной Европы. Обсуждение проходит очень сложно. По состоянию на 9 мая постпреды ни до чего не договорились. Главные разногласия, как и следовало ожидать, вызвало эмбарго на российскую нефть.
Большинство членов ЕС согласны с тем, что с 1 января 2023 года Европа должна перестать покупать нефть у России. Однако имеется немало сложностей, заставляющих сомневаться, что энергетическая часть пакета будет принята без изменений. Дело в том, что в ЕС действует правило вето. Оно означает, что при голосовании по столь важным вопросам решение должно приниматься при полном согласии 27 стран.
Уже сейчас можно утверждать, что его нет. Несколько стран на востоке континента, в первую очередь Венгрия и Словакия, требуют для себя отсрочек. И Будапешт, и Братислава, получающие российскую нефть из Сибири по нефтепроводу «Дружба», ссылаются на то, что на перевод нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и промышленности на нефть от других поставщиков уйдут годы.
Венгры и словаки угрожают прибегнуть к вето, т.е. торпедировать нефтяное эмбарго, а вместе с ним и весь пакет санкций. Поэтому Урсуле фон дер Ляйен приходится уговаривать строптивцев. Брюссель готов предоставить Будапешту и Братиславе отсрочку до конца 2024 года, а Праге — до июня 2024 года, но им этого мало.