Фото: МИД России / Global Look Press
На месте режиссера Александра Сокурова, которому 22 июня российские пограничники не разрешили выехать на машине из России в Финляндию, может оказаться каждый. Для этого не нужно быть оппозиционером и иметь недоброжелателей во власти, достаточно просто не знать, что российские границы до сих пор полузакрыты и пересечь их без достаточной подготовки сложно.
1. Страны одна за другой отменяют ковидные ограничения на въезд — свобода?
Первое, о чем нужно помнить, собравшись выехать из России, — о «противоэпидемиологическом» распоряжении правительства №763 от 27 марта 2020-го, закрывшем наземные границы два с лишним года назад. Оно продолжает действовать в отношении большинства стран, поэтому для выезда, например, через автомобильные пункты пропуска в страны Балтии, Финляндию или Норвегию вам понадобятся серьезные основания. На границе вам нужно будет показать российским пограничникам документы, доказывающие, к примеру, что:
✔️ вы едете к близким родственникам — гражданам или резидентам иностранного государства (бумаги должны подтвердить их статус и ваше родство);
✔️ едете на лечение (нужно приглашение медицинской организации);
✔️ едете работать (приглашение работодателя и рабочая виза);
✔️ едете учиться (приглашение иностранной образовательной организации или направление от российской);
✔️ у вас есть ВНЖ или другое право на постоянное пребывание в иностранном государстве (нужны подтверждающие документы, причем часто требуют оригиналы).
Вернуться домой, в том числе на автомобиле, гражданин России может через любой погранпереход без всяких дополнительных документов и оснований. С 1 апреля, въехав по земле, не нужно сдавать ПЦР-тест и заполнять анкету на Госуслугах.
С другой стороны, во многие страны ЕС, еще не отменившие ковидные ограничения для россиян, вас не впустят без сертификата о прививке европейской вакциной; например, в Финляндию до 1 июля — без ПЦР-теста не старше 48 часов.
Есть и другие сложности: технически пересечение наземной границы может занять более суток.
Режиссер Сокуров ждал решения российских пограничников на границе с Финляндией несколько часов — и это еще недолго по сравнению с тем, сколько занимает общение с пограничниками и таможенниками на других пропускных пунктах.
Например, через МАПП Бурачки в Псковской области въезд в Латвию сейчас занимает в лучшем случае 10–15 часов, в худшем — более суток, рассказали двое водителей, пересекавших эту границу в июне. Причем в очереди перед КПП не так много машин — 20–25, из которых только две-три с российскими номерами, а остальные — с украинскими (беженцы, попавшие в Россию, уезжают в Европу), рассказывают очевидцы. «Мы подъехали к границе около 11 часов вечера, разговорились с водителем, который стоял через три машины перед нами, — он занял очередь с пяти вечера, а те, кто был ближе к КПП, по его словам, стояли с утра. На досмотре машин и на въезд и на выезд работает только один человек, надо было разгрузить всю машину, а багажник у нас битком», — описывает свои впечатления одна из путешественниц. А ведь в доковидное лето 2019-го эту границу можно было пройти часа за два-три, рассказывает другой водитель, часто ездящий из России в Латвию.