Сцена из спектакля "Берегите ваши лица" (Гоголь-центр)

Сцена из спектакля "Берегите ваши лица" (Гоголь-центр)

Ира Полярная

Вчера вечером создатель Гоголь-центра Кирилл Серебренников сообщил о закрытии своего театра. По иронии судьбы, его финальной премьерой стала новая версия экспериментального спектакля «Берегите ваши лица» по стихам Андрея Вознесенского, запрещенного советской властью полвека назад. На последней во всех смыслах премьере «Гоголь-центра» успела побывать обозревательница »Отдела культуры« Екатерина Барабаш.

В 1970 году в Театре на Таганке был закрыт очередной спектакль. Дело для того времени и для того театра привычное — любые намеки на свободную мысль были под запретом. «Берегите ваши лица» по одноименной поэме Вознесенского был как раз об этом — о том, как не утратить себя, как не потерять лицо.

Это был бессюжетный спектакль, смелый и экспериментальный даже на фоне небанального любимовского репертуара. Спектакль был поставлен как открытая репетиция — в зале на протяжении всего спектакля горел свет, а режиссер то и дело прерывал действие, объясняя актерам и публике ошибки и недочеты. Любимов таким образом словно приглашал зрителя в свою творческую лабораторию, приоткрывал дверь в святая святых всякого театра — репетиционный зал. Тогда же, в этом спектакле, впервые на официальной сцене Владимир Высоцкий спел свою знаменитую «Охоту на волков». Как рассказывают, зал устроил после этой песни овацию и хором требовал повторить. Но повторить не удалось — спектакль закрыли.

Потом про спектакль и про поэму постепенно забыли, текст где-то завалялся, и его считали утерянным. Но после смерти Вознесенского его пасынок Леонид Богуславский случайно нашел рукопись и предложил Гоголь-центру поставить по поэме спектакль.