Покупатель в пекинском магазине HemaFresh

Покупатель в пекинском магазине HemaFresh

Global Look Press

Китайцы — люди практичные и прагматичные. При сохранении качества товара на приличном уровне главное для них в такие непростые времена — цена. Продукты и напитки с истекающим сроком годности, продающиеся сейчас в специальных дискаунтерах, — хорошего качества, а стоят значительно дешевле, чем в обычных супермаркетах. На Taobao, крупнейшей в КНР платформе электронной торговли, сейчас тоже много продуктов с истекающими сроками годности. Причем продаются они зачастую более чем вдвое дешевле, чем в супермаркетах и на рынках.

Увлечение продуктами и напитками с истекающими сроками годности приобретает общенациональный характер. За год власти зарегистрировали 119 компаний, торгующих товарами с истекающими сроками годности — больше, чем за 10 предыдущих лет (в сумме таких было 92).

Отличительной чертой нового увлечения китайцев является то, что в новых дискаунтерах можно встретить не только бедняков, но и представителей среднего класса Поднебесной, который последние годы был главной движущей силой стремительного роста китайской экономики.

«На удивление много «белых воротничков» сейчас сводит концы с концами лишь благодаря продуктам с истекающими сроками годности», — комментирует ситуацию главный аналитик консалтинговой компании iiMedia из Гуанчжоу Чзан И.

iiMedia провела в конце прошлого года исследование среди более чем 1600 поклонников продуктов и напитков с истекающими сроками годности и пришла к выводу, что более двух третей из них зарабатывали в месяц более 4 тыс. юаней (около $600). Это, по мнению авторов исследования, граница между гражданами со средним и низкими доходами.

Численность среднего класса в КНР несколько лет назад оценивали более чем в 400 миллионов человек. Их уровень жизни рос из года в год. Но перед коронавирусной пандемией и китайской политикой нулевой терпимости с ее жесточайшими локдаунами они не устояли.