
Владимир Путин во время объявления о мобилизации
Kremlin.ru
Итак, частичная мобилизация закончена. Любители юридической казуистики спорят — достаточно ли для этого устной беседы вождя с полководцем или все-таки нужен указ президента. Но мы люди простые, наивные, мы поверим начальникам: Сергей Шойгу доложил Владимиру Путину, что все поставленные задачи выполнены, 300 тысяч бойцов набрали, 82 тысячи уже в районе СВО, а 218 тысяч — «совершенствуют свою подготовку».
Частичная мобилизация для новейшей российской истории — совсем, конечно, не побочный сюжет. Ровно наоборот — основной. В каком-то смысле она оказалась для России даже более важным событием, чем само 24 февраля. Ну, по крайней мере, частичная мобилизация больше рассказала и об устройстве государства, и о способах выстраивания взаимоотношений между государством и обществом, которые государство считает нормой, и о том, в каком состоянии находится нынче государство. Открыла глаза даже искренним и фанатичным поклонникам этого самого государства. Воруют у нас оказывается, представляете себе? Человек для чиновника — пустое место, охота на людей — норма, стремление отчитаться перед начальством об успехах важнее любых прочих соображений. Кто бы мог подумать.
Но я сегодня хочу обратить внимание на другой фрагмент беседы главковерха с изобретателем танкового биатлона.
Тысяча триста спартанцев
Шойгу говорит: «В ходе частичной мобилизации было призвано и направлено в войска более 1300 представителей органов исполнительной власти различного уровня, свыше 27 тысяч предпринимателей».
Конечно, министр обороны хочет рассказать о своем. Ему пришлось несладко. Его много пинали в ходе частичной мобилизации, причем пинали в основном какие-то ничтожные людишки из соцсетей, штафирки, которые и заикнуться не должны сметь о происходящем в войсках. И приходилось почему-то на их повизгивание реагировать, и даже уголовные дела против самых буйных завести не разрешили. Конечно, это обидно. Ну и вообще — не гладко ведь все шло.
«На начальном этапе были проблемы со снабжением, разными видами довольствия. Сегодня эти проблемы решены. Все прибывшие в войска обеспечены положенными видами довольствия, формой одежды, экипировкой, питанием по нормам военнослужащих-контрактников». Он молодец, он справился, и сейчас сам президент его похвалит! А это важно — в проклятом интернете продолжают бухтеть, причем не только штафирки, но еще и предводители частных армий, которым теперь позволено почти все. Приходится отбиваться, а на этом фронте похвала президента стоит больше, чем пятьдесят дивизий.
Вряд ли то, что говорит Путин в своих "эпохалках" действительно отражает его мировоззрение, там действительно все спутанно, но не настолько. По моему, понимая, что "натворил делов", практически каждый выход к микрофону, к публике, он использует для оправдания своих действий. Ну что еще его спичрайтеры могли придумать для оправдания? Поэтому, вряд ли можно найти в его речах какой то ключ к пониманию его планов, все случилось до сих пор красноречиво свидетельствует, что стратегии и долгосрочного видения там нет, есть реакция на изменяющуюся ситуацию, а поскольку она изменяется очень быстро, горизонты планирования сузились и продолжают сужаться
В этой картине мира Америка злая не потому, что плохо себя ведет, а исключительно оттого, что не принимает Россию как равную. Ну почему им можно, а нам нельзя? Ведь не не очень-то много и хотим. Честное же было предложение: вы контролируете весь мир, а мы в основном свой околоток. Почему не согласились? От высокомерия и жадности. Все себе хотят захапать, а нас за людей не считают.
А так конечно Америку воспринимают как недостижимый образец силы и влияния. Старательно копируют худшие американские практики. Живут в надежде, что когда-нибудь удостоятся почетного звания «своего сукиного сына».
Драма неразделенной любви, короче говоря.
Воспринимать государства как единые организмы - с какими-то человеческими качествами, хорошими или плохими,- это да, очень для наших людей характерно. Да и не только для наших, боюсь.
.
Впрочем, на эту самую тему была недавно очень хорошая статья (Василия Легейдо, кажется).
Взгляд на государство как на единый организм - это фашизм в чистом виде.
Ну, не очень правы...
"Государство - это я". Но при организме Людовика 14-го фашизма не было. Просто в средние века это было обычно.
Правда сейчас... ну вот прям не знаю.
Да нет, почему фашизм. Просто наивность и малообразованность. Фашизм это все-таки совсем другое...
Что "другое"? Сращивание государства и общества в единый организм, с неизбежным подчинением общества государству — это фашизм. Точнее, в более широком смысле, корпоративизм.
А об абсолютистском французком государстве не нужно судить по заяалениям монарха.
Мы говорим о разных вещах. Я имел в виду наивный взгляд многих людей на государство (или страну) как на некую единую сущность со своими взглядами, характером и т.д. Это вовсе не то же самое, что известный лозунг фашистов "одна страна, один народ, один фюрер".