Berlin International Film Festival
В минувшие выходные фестивальных «медведей» выдали не тем, кому предсказывали. Впрочем, решения международного жюри Берлинале удивляют каждый год. Куда неожиданней тематическая широта: кроме фильмов, запрограммированно важных — о войне в Украине, — на авансцене 73-го Берлинского кинофестиваля вдруг оказались работы-посвящения тем, чье существование еще недавно оспаривалось. Никогда прежде в Берлине не было такого количества фильмов, посвященных транс-людям. Коллективному путину точно не понравится.
Международное жюри под председательством голливудской актрисы Кристен Стюарт назначило лучшим фильм «На Адаманте», — первый случай в 73-летней истории Берлинале, когда документальная картина получает «Золотого медведя». Николя Филибер, мэтр французской документалистики, рассказал о парижском центре для людей с психическими расстройствами. Место необычное: навыки социализации пациенты получают на плаву, это клиника-баржа в водах Сены.
Решение жюри, на первый взгляд спорное, при внимательном рассмотрении кажется и элегантным, и, возможно, единственно верным. Деликатно снятое, эмоционально сдержанное, это кинонаблюдение не без нежности показывает людей не только в беде, но и на пути к лучшей жизни, что, учитывая место, можно считать и территорией понимания, и Ноевым ковчегом, и островом доброты в пучине хаоса, — а это, кажется, именно то, что нужно сейчас, в пору переполненного войной публичного пространства.
Фильм камерный получил и Гран-при Берлинале. Самолюбование на фоне приближающейся катастрофы, — немецкую драму «Красное небо» можно описать и в этих двух словах, что представляет модус вивенди нашего времени, когда война в Украине на глазах перерождается в рутину. Кристиан Петцольд, мастер крупной формы и вечный фаворит Берлинале, сбалансированно, не без едкости и с редкой психологической точностью показывает, как упоение собственными творческими муками лишает писателя-эгомана способности адекватно воспринимать реальность. В итоге лесной пожар лишает его лучшего друга, а слепота эгоцентрика — возможности любви по взаимности.
https://www.youtube.com/watch?v=NViz8H8ReOw
«Красное небо» могло бы стать громким возвращением на красные дорожки Берлинале Паулы Бер, современной роковой женщины, опасность которой, кажется, не в ней самой, полной загадки, но в настойчивом желании разгадать ее тайну. Однако любимой актрисе Петцольда не довелось повторить успех 2019 года, когда Бер получила за свою «Ундину» главную актерскую награду Берлинского кинофестиваля. Как воплощение фамм-фаталь нового типа можно расценивать образ Теа Эре, получившей одного из актерских «Серебряных медведей» за роль в нео-нуаре «До конца ночи» Кристофа Хоххойслера. 23-летняя австрийка, трансгендерная актриса, сыграла в немецкой криминальной драме транс-женщину, которая, чтобы скостить тюремный срок, согласилась работать «подсадной уткой» в спецоперации по поимке наркодилера. Героиня Эре, став жертвой обстоятельств, находит способ взять под контроль собственную жизнь. И зыбкая аура трансчеловека — едва ли не единственное достоинство этого, в целом вторичного жанрового кино.
Теа Эре — наверное, даже идеальное воплощение Берлинале, где с недавних пор при раздаче фестивальных «медведей» отказались от разделения актер/актриса, оценивая лицедейство как таковое, без оглядки на половые признаки. Для самой же 23-летней австрийской исполнительницы эта награда означает признание не только профессиональное, но и сущностное. На церемонии награждения, получая «Серебряного медведя» за роль второго плана, Теа Эре сказала, что посвящает награду транс-сообществу и тем людям, которые позволили ей жить так, как она хочет.