Грант Мисакян 《Si vis pacem,para bellum》Если хочешь мира, готовься к войне

Грант Мисакян 《Si vis pacem,para bellum》Если хочешь мира, готовься к войне

В СМИ появились различные возможные даты государственного визита Си Цзиньпина в Москву — от 21 марта до апреля и даже мая. Кроме того, как сенсация прошла новость о том, что после встречи с Путиным Си собирается провести телефонный разговор с Зеленским. Ваш комментарий?

— Конечно, наверняка мы эту дату узнаем только после официального объявления. И тем не менее по косвенным признакам можем судить, что Си, скорее всего, приедет в Москву 21 марта. Что касается разговора с Зеленским, о котором писали западные СМИ, здесь и вовсе трудно делать какие-то прогнозы. Можно лишь констатировать, что после начала СВО китайский лидер ни разу не общался с Зеленским напрямую в какой бы то ни было форме.

Лидеры Китая и Украины никогда не общались друг с другом. Состоится ли наконец их видеодиалог?

Фото: Li Xueren / XinHua / Global Look Press / President.gov.ua

Что ждет российская сторона от предстоящего государственного визита китайского лидера? Более действенной помощи в украинском сюжете?

— Не хотел бы гадать, наверняка мы не знаем.

«Спорные» территории под опеку ООН?

Тогда давайте поговорим о 12-пунктном «мирном меморандуме» Пекина. Могут ли китайцы предложить сторонам некий вариант формулы 国两制 (Одно государство — две системы), придуманной Дэн Сяпином в начале 1980-х годов применительно к Тайваню и другим китайским «утраченным территориям» (Гонконгу и Макао)? В украинской ситуации ее можно бы «развернуть» и трансформировать в формулу 两国制 (Два государства — одна система). Эта формула в первом приближении могла бы подразумевать передачу провозглашенных Москвой субъектами РФ Республики Крым и четырех областей (что, кстати, Китай не признает) под управление ООН на срок, скажем, 10–20 лет или даже более. Как и в случае известных международных прецедентов (Восточный Тимор, Косово и др.), статус таких территорий, утвержденный ООН, предусматривает демилитаризацию, управление этими территориями специально созданной для этого временной международной администрацией под эгидой ООН и ряд других мер, исключающих дальнейшие военные действия. Как вы думаете, Пекин способен на такую «творческую» доработку своего плана, чтобы вывести ситуацию из тупика?

Так называемый мирный план Пекина из 12 пунктов — это лишь набор очевидных тезисов, которые высказывались китайской стороной на протяжении всего года. Текст плана настолько обтекаем, что не дает ответы на конкретные вопросы, в том числе, как решать проблему «спорных территорий». Трудно предположить, что даже если, например, Китай и выдвинет концепцию о каком-то внешнем управлении этими территориями, например, со стороны ООН, эта концепция будет принята сторонами конфликта и «коллективным Западом». В целом важно понимать, что у Китая очень мало рычагов воздействия на стороны конфликта. Собственно, именно поэтому он изначально не готов был (да, вероятно, не готов и сейчас) выступать в качестве посредника для урегулирования.

Китайские миротворцы в Конго. Окажутся ли они в Украине?

MONUSCO via Wikipedia.org