— В СМИ появились различные возможные даты государственного визита Си Цзиньпина в Москву — от 21 марта до апреля и даже мая. Кроме того, как сенсация прошла новость о том, что после встречи с Путиным Си собирается провести телефонный разговор с Зеленским. Ваш комментарий?
— Конечно, наверняка мы эту дату узнаем только после официального объявления. И тем не менее по косвенным признакам можем судить, что Си, скорее всего, приедет в Москву 21 марта. Что касается разговора с Зеленским, о котором писали западные СМИ, здесь и вовсе трудно делать какие-то прогнозы. Можно лишь констатировать, что после начала СВО китайский лидер ни разу не общался с Зеленским напрямую в какой бы то ни было форме.
Лидеры Китая и Украины никогда не общались друг с другом. Состоится ли наконец их видеодиалог?
Фото: Li Xueren / XinHua / Global Look Press / President.gov.ua
— Что ждет российская сторона от предстоящего государственного визита китайского лидера? Более действенной помощи в украинском сюжете?
— Не хотел бы гадать, наверняка мы не знаем.
«Спорные» территории под опеку ООН?
— Тогда давайте поговорим о 12-пунктном «мирном меморандуме» Пекина. Могут ли китайцы предложить сторонам некий вариант формулы 国两制 (Одно государство — две системы), придуманной Дэн Сяпином в начале 1980-х годов применительно к Тайваню и другим китайским «утраченным территориям» (Гонконгу и Макао)? В украинской ситуации ее можно бы «развернуть» и трансформировать в формулу 两国制 (Два государства — одна система). Эта формула в первом приближении могла бы подразумевать передачу провозглашенных Москвой субъектами РФ Республики Крым и четырех областей (что, кстати, Китай не признает) под управление ООН на срок, скажем, 10–20 лет или даже более. Как и в случае известных международных прецедентов (Восточный Тимор, Косово и др.), статус таких территорий, утвержденный ООН, предусматривает демилитаризацию, управление этими территориями специально созданной для этого временной международной администрацией под эгидой ООН и ряд других мер, исключающих дальнейшие военные действия. Как вы думаете, Пекин способен на такую «творческую» доработку своего плана, чтобы вывести ситуацию из тупика?
— Так называемый мирный план Пекина из 12 пунктов — это лишь набор очевидных тезисов, которые высказывались китайской стороной на протяжении всего года. Текст плана настолько обтекаем, что не дает ответы на конкретные вопросы, в том числе, как решать проблему «спорных территорий». Трудно предположить, что даже если, например, Китай и выдвинет концепцию о каком-то внешнем управлении этими территориями, например, со стороны ООН, эта концепция будет принята сторонами конфликта и «коллективным Западом». В целом важно понимать, что у Китая очень мало рычагов воздействия на стороны конфликта. Собственно, именно поэтому он изначально не готов был (да, вероятно, не готов и сейчас) выступать в качестве посредника для урегулирования.
MONUSCO via Wikipedia.org