Berlin, Kupferstichkabinett, Min 1233 / Wikimedia Commons
«Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» — этот афоризм французского литератора и философа Клода Адриана Гельвеция (1715–1771) описывает одну из важнейших особенностей научного метода: изучив принципы (то есть общие закономерности в какой-то области), мы легко можем предсказать факты (которые изначально представляют собой отрывочное и бессистемное знание). Иными словами, «от общего — к частному».
Способность к категоризации — то есть умение относить познаваемые объекты к некоторым общим классам — одна из ключевых характеристик интеллекта Homo sapiens; ученые предполагают, что именно эта способность во многом определила «когнитивную революцию», в результате которой примерно 40–50 тыс. возник «современный» человеческий разум.
Однако, пишет американский историк-музыковед Анна Мария Буссе Бергер в своей книге «Средневековая музыка и искусство памяти» (русский перевод выходит в издательстве Academic Studies Press / Библиороссика), принцип «от общего — к частному» далеко не был универсальным. К примеру, ученики средневековой школы не изучали никаких общих закономерностей, а зубрили наизусть множество разрозненных «фактов» — текстов (в том числе музыкальных), обширных цитат и решений арифметических задач. В результате устройство памяти средневекового интеллектуала сильно отличалось от того, к чему привыкли мы.
Подробнее — в главе «О средневековом преподавании в целом», которую мы публикуем с любезного разрешения издательства.
Анна Мария Буссе Бергер (Anna Maria Busse Berger) — специалист по истории и теории музыки Средних веков и Ренессанса, профессор Калифорнийского университета в Дэвисе.