Разгром окруженных французов при Кульме. Гравюра В. Тимма.

Разгром окруженных французов при Кульме. Гравюра В. Тимма.

Источник: Википедия

«Судьбы армий, наций, людей, идеологий в ретроспективе кажутся предопределенными самой Вселенной, но всё же зачастую путь, ведущий к настоящему, был усеян множеством развилок — и поворот на любой из них в другую сторону дал бы совершенно иной образ настоящего».

Ян Найт

Не мне, конечно, учить мастеров культуры, но искусство по-прежнему в большом долгу перед историей. К примеру, если собрать всю кинематографическую «наполеонику», то окажется, что перипетиям любви Бонапарта и Жозефины на фоне бестолкового пиф-паф уделено на порядок больше экранного времени, чем основной работе императора — военному менеджменту. А ведь здесь более чем хватает захватывающих «производственных» драм. Одна из них — история генерала Вандамма.

Первые главы биографий наполеоновских генералов можно писать под копирку, разве что названия сражений будут меняться. Поэтому в рассказе о начале его карьеры мы остановимся только на тех моментах, которые выделяют нашего сегодняшнего героя — Доминика Вандамма — среди других.

Доминик Жозеф Рене Вандамм, дивизионный генерал, граф империи, кавалер Большого креста ордена Почетного легиона.

Источник: Википедия.

Первое: даже в те героические времена «молодых, да ранних» он сумел получить генеральские эполеты в сентябре 1793 года, будучи 22 лет от роду. Для сравнения, Наполеон станет генералом только в декабре того же года — 24-летним.

Второе: Вандамм заботился о своих солдатах и был за это ими любим. Оборотной стороной была ненависть населения, по землям которого маршировали его части. Французская армия той эпохи в походе жила на самообеспечении, иными словами, что нашел у гражданских — то и съел. Так вот Вандамм демонстративно закрывал глаза на то, что его подчиненные находили намного больше, чем могли съесть, не брезгуя и несъедобными предметами. Он и сам любил «побаловался»: обложит, бывало, завоеванный город контрибуцией в пользу республики, а половину суммы прикарманит.

Вкупе с приказом расстреливать всех французских эмигрантов-роялистов, захваченных в плен с оружием в руках, это создало Вандамму весьма одиозную репутацию. В 1790-е его дважды отдавали под суд за разные художества, но каждый раз дело благополучно закрывали: воевал он лихо, при этом политических амбиций не имел — такими кадрами никакой режим не разбрасывается.

Что касается его военных заслуг, приведу только один факт: во всем известной битве при Аустерлице дело решил удар корпуса Сульта на Праценские высоты. Так вот Вандамм командовал его головной дивизией, захватившей деревню Ауезд.

Самая длинная синяя стрелка — это и есть дивизия Вандамма.

Источник: Википедия

В общем, это был цепкий, дерзкий, уверенный в себе командир, и на Триумфальную арку в Париже его имя попало более чем заслуженно. Как заслужен был и отзыв о нем Наполеона: «Если бы я потерял Вандамма, то отдал бы все, чтобы получить его обратно; но если бы имел двоих таких, то одного пришлось бы расстрелять».

Имя Вандамма на Триумфальной арке в Париже.

К 1812 году он имел все: славу, титул, достаток — оставалось мечтать только о маршальском жезле. И как раз подворачивался удачный случай его заслужить: перед русской кампанией Вандамм был поставлен во главе 8-го (вестфальского) корпуса Великой армии.