Elena Mayorova / Global Look Press
Это русскоязычный, дополненный автором вариант статьи, оригинальная версия на английском языке была опубликована в Russia.Post.
Вычитание: 1–1=1
С приближением даты президентских выборов в России (15–17 марта 2024 года) рассуждения об их безальтернативности становятся все более тривиальными. Итоги этих трех дней явно не потрясут мир. За предшествующие электоральные циклы какую-либо новизну успели утратить не только результаты выборов, но и их критика. Я говорю даже не о критике самих результатов или их предсказуемости, а о критике электоральных стратегий Кремля, к которым он прибегает для достижения этих результатов.
Запущенная Алексеем Навальным в середине октября 2023 года анкета, предлагавшая ответить на десять вопросов о предстоящих выборах, за месяц собрала менее 55 тысяч ответов. Такое количество ответов и их содержательное наполнение говорят об очевидно не слишком высоком уровне интереса к этой теме со стороны оппозиционной общественности.
Причина этого относительного равнодушия к выборам президента связана с пониманием того, насколько сузилось (если не сказать — закрылось) и без того тесное окно возможностей, которое президентские выборы в России предоставляют для выражения мнений, альтернативных по отношению к политике действующей власти. Так что основная стратегия, к которой, судя по ответам респондентов анкеты Навального, склоняется сейчас значительная часть (больше 45 тысяч человек из числа проголосовавших) оппозиции — голосование за любого из допущенных к выборам кандидата, кроме Владимира Путина.