Фото: соцсети
За три месяца кампании по выборам Владимира Путина несогласные добились самого крупного успеха со времен протестов 2021 года. В очередях «за Надеждина» и на прощании с Алексеем Навальным сотни тысяч граждан снова собрались в демократическое движение. Это победа, потому что власть за последние два года сделала все, чтобы изолировать и атомизировать «несогласных», не давая им собираться публично для коллективного действия. Она продолжит это делать и дальше, поэтому сохранение и укрепление связи, развитие альтернативной общественной жизни будет основной задачей демократического движения в обозримом будущем.
С другой стороны, оппозиции не удалось привести миллионы на избирательные участки в полдень 17 марта, чтобы показать стране и миру, что «настоящее большинство» на ее стороне. Такая цель ставилась изначально и она не была достигнута. И дело тут, похоже, не в негодных средствах, а в самой цели
На протяжении последних трех месяцев демократическое движение добивалось успехов, когда действовало именно как диссидентское общественное движение, и проваливалось, когда пыталась заниматься классической оппозиционной политикой.
У людей, пытающихся сегодня заниматься оппозиционной политикой, это не очень получается просто потому, что они не оппозиция. И дело не в месте жительства — аналогичные попытки «оставшихся» не более успешны.
Оппозиция — это институт и такого института в нынешней России просто не может быть.