Вашингтон, Белый дом, 7 октября 2024 года. Президент США Джо Байден вместе с первой леди США Джил Байден  и раввином Аароном Александром зажигает поминальную свечу в годовщину атаки ХАМАС на Израиль

Вашингтон, Белый дом, 7 октября 2024 года. Президент США Джо Байден вместе с первой леди США Джил Байден и раввином Аароном Александром зажигает поминальную свечу в годовщину атаки ХАМАС на Израиль

Yuri Gripas - Pool via CNP/Consolidated News Photos/ Global Look Press

Эмманюэль Макрон не ошибся. Джо Байден призвал к прекращению огня в Газе — и «логика» требует, чтобы Франция прекратила поставки оружия в Израиль. Тут все ясно, но где же тогда эта последовательность, когда сам Макрон откладывает признание Палестины на неопределенный срок, хотя Франция всегда выступала за сосуществование двух государств — израильского и палестинского, — и он сам поддерживал эту идею?

Французский президент проявляет не больше последовательности, чем президент США, и драма состоит в том, что непоследовательность стала нормой по обе стороны Атлантики. Лучший пример тому — Украина. Американцы и европейцы единодушно считают, что нельзя допустить победы Путина, так как в этом случае он продолжит реализовывать свои амбициозные планы по воссозданию Российской империи. Поэтому западные страны поставляют Украине достаточно оружия для сопротивления агрессии, но запрещают использовать его для нанесения ударов по военным целям на российской территории.

Они опасаются, что поражение Путина ввергнет крупнейшую страну мира в хаос и приведет к утрате контроля над ее ядерным арсеналом. Иными словами, американцы и европейцы не хотят ни чтобы Украина выиграла, ни чтобы проиграла, поскольку, на их взгляд, поражение России так же опасно, как и её победа. Они знают, чего не хотят, но не знают, чего хотят, и ту же неспособность принять решение и перейти к действию они демонстрируют и на Ближнем Востоке.

На протяжении трех десятилетий США и ЕС совместно выступают за решение о двух государствах на Ближнем Востоке, но так никогда и не захотели принудить обе стороны к его принятию. Опасаясь укрепления антизападного фронта, включающего арабские страны, Иран и Турцию, они не отваживаются ясно заявить палестинцам, что Запад перестанет накладывать вето на аннексию оккупированных территорий, если они и впредь будут отвергать устойчивый раздел. А из страха перед усилением в регионе суннитских исламистов и Ирана, они никогда не угрожали лишить Израиль экономической и военной помощи, если тот будет препятствовать созданию палестинского государства.

Европейцы и американцы, таким образом, обрекли себя на беспомощность, и теперь, когда Израиль в ответ на бойню 7 октября разгромил ХАМАС и обезглавил «Хезболлу», они не позволяют ему бомбить иранские ядерные объекты. Запад прекрасно понимает, что Исламская республика вскоре обзаведется ядерным оружием, и тем не менее запрещает Израилю этому препятствовать, опасаясь длительной волны терроризма.

Американцы и европейцы парализованы страхом перед неизвестностью и на Ближнем Востоке, и в Украине. Им главное — и там, и там избегать «эскалации» и сохранять привычные рамки. Хотя мир уже давно живет без общих правил и рамок, а единственный способ добиться международной стабильности — сформулировать и обеспечить выполнение четких и приемлемых для всех задач.

Киев, 7 октября 2024 года. Люди ожидают окончания очередного российского обстрела в метро

Oleksandr Klymenko/Keystone Press Agency/ Global Look Press

В Украине Запад добился бы большого прогресса, заявив, во-первых, что будет выступать за политические и территориальные компромиссы между Киевом и Москвой, и, во-вторых, — что снимет вето на использование оружия на российской территории, если Путин откажется от переговоров по отводу войск и достижению modus vivendi. Что касается Ближнего Востока, то судя по панической реакции Биньямина Нетаньяху на слова Макрона о прекращении поставок оружия, используемого для ударов по Газе, США и ЕС могли бы, пригрозив ему, что лишат Израиль помощи, быстро заставить его согласиться на создание палестинского государства.

ЕС и США достаточно сильны, чтобы остановить рост международного хаоса. Более того, они — единственные, кто способен это сделать. Просто им необходимо преодолеть свои страхи и заново научиться разговаривать.