
Китайское руководство ставит задачу достижения к 100-летию КНР в 2049 году высших технологических рубежей в ведущих отраслях экономики. Запущенная в 2015 году программа технологического развития "Made in China 2025" по оценке агентства Bloomberg от октября 2024 г. в значительной степени удалась. На фото: Логотип китайской госпрограммы "Made in China 2025"
Иллюстрация: Chinese government website
Группа в разной степени зависимых и в чем-то не зависимых от власти российских китаеведов подготовила весьма смелый по нынешним временам доклад, озаглавленный «Китай — 2049. Футурологический анализ». Сначала он был опубликован на сайте Института Китая и современной Азии (ИКСА) РАН, а следом — на портале Российского совета по международным делам (РСМД). Вслед за чем авторы представили его журналистам в МИА «Россия сегодня», правда, в рамках не совсем коррелирующего с темой доклада круглого стола. .
Четыре солидных эксперта (Сергей Цыплаков, Василий Кашин, Игорь Денисов и Александр Лукин) выбрали для своей аналитической записки опять-таки весьма провокативную цитату из любимого Мао Цзэдуном китайского классического романа XIV века «Троецарствие»: «Великие силы Поднебесной, долго будучи разобщенными, стремятся соединиться вновь и после продолжительного единения опять распадаются».
К чему бы такой выбор, если доклад вроде бы приурочен к 75-летию Китайской Народной Республики, а его аналитическое острие нацелено в 2049 год, когда КНР исполнится 100 лет? «В масштабе китайской истории, — говорится в докладе, — этот срок не представляется значительным. Наиболее известные китайские династии оставались у власти в среднем около 300 лет. Но с точки зрения судьбы коммунистических государств это довольно долго, ведь даже в СССР коммунистический режим не прожил и 70 лет».
Пытаясь ответить на волнующий очень многих в мире вопрос («Какой будет КНР к своему столетию, по какому пути пойдет ее развитие и что это означает для остального человечества, для глобального миропорядка и для России?»), наши китаеведы добросовестно проанализировали стоящие перед современным Китаем основные внутренние и внешние вызовы (причем первые довлеют над вторыми), справедливо заметив, что никто не исключает и прилета «черных лебедей», которые, как водится, могут все экспертные прогнозы сильно скорректировать, если вообще не сломать.
Ну а что же делать России, если вдруг… Если вдруг «черные лебеди» все же прилетят — на этот вопрос ответа по существу в докладе я не нашел. А вот для двух наиболее вероятных вариантов будущего развития рекомендации для России даны.
Мне вот интересно про эти "незападные центры силы", с которыми Расеюшке надо сотрудничать, чтобы избежать чрезмерного влияния Китая.
Почему ж авторы их вслух не назвали, эти "центры"? Где они находятся? В Иране? Или, быть может, в Афганистане, ЦАР, Сомали?
Следуя совету xkcd, китайцам надо обмотать тело Дэн Сяо Пина медным проводом и вмонтировать в надгробие сильный магнит. Ворочаясь в гробу, он внесёт большой вклад в выработку электроэнергии.