Жительница Анапы участвует в устранении последствий экологической катастрофы: загрязнённый мазутом песок лопатами собирают в мусорные мешки, 18 декабря 2024 года

Жительница Анапы участвует в устранении последствий экологической катастрофы: загрязнённый мазутом песок лопатами собирают в мусорные мешки, 18 декабря 2024 года

Фото: anapaofficial / Telegram

Не прошло и полутора месяцев с момента, когда в Черном море, в акватории Керченского пролива, потерпели крушение два танкера с мазутом: «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Оба танкера разломились пополам под ударами волн. Оба танкера имели класс «река-море» и по правилам не могли выходить в море при шторме. Оба танкера ждали в море разгрузки — вернее, перегрузки на морские танкеры, — порядка двух недель: как подозревают, потому, что перевозимый ими мазут был под санкциями. Оба танкера были построены более полувека назад, пережили реконструкцию в 90-х — как отмечают эксперты, не очень-то качественную.

Короче, вышли в море два корыта, упрямо не уходили, несмотря на надвигающийся шторм (не могли? команды не было?), оба развалились, как и положено дряхлым корытам. В результате в море вылилось 9,2 тысячи тонн мазута, и это не окончательная цифра, так как в танкерах еще остается мазут и откачать его полностью технически невозможно. Какова площадь загрязнения — тоже сказать трудно: мазут тяжелый, большая его часть опустилась на дно, но постепенно, особенно при штормах, будет всплывать и куда приплывет — зависит от волн, ветра и господа Бога. Пока, по данным Википедии, на середину января были загрязнены мазутом минимум 54 километра береговой линии Краснодарского края и 15 километров Крыма, но покрытых мазутом птиц находили и у берегов Грузии, а в Батуми гадают, дойдет ли мазут до его пляжей.

Живности вообще погибло немерено: даже выживаемость птиц, которых отмывали волонтеры, составляет 15%, а по данным оперштаба Краснодарского края — менее 7%. Погибли моллюски, дельфины, рыбы. морское дно, куда опустился мазут, видимо, вымерло полностью — а глубоководная флора и фауна Черного моря из-за высокой концентрации придонного сероводорода вообще небогата.

Вопреки бодрым реляциям чиновников о том, что последствия аварии будут устранены уже в 2026 году, экологи считают, что понадобится не менее десятилетия. Скорее всего, экологи правы: в 2007 году в том же Керченском проливе также из-за шторма разломился пополам танкер «Волгонефть-139». Тогда в море попало 1,6 тысяч тонн мазута и последствия аварии отмечались несколько лет.

При это власти почти неделю «не замечали» катастрофы — сбор загрязненного мазутом песка и мытье птиц осуществлялось силами волонтеров. Да и сейчас госорганы продолжают хранить удивительное спокойствие. Роспотребнадзор, регулярно бьющий тревогу то по поводу качества грузинских и молдавских вин, то по поводу турецких помидоров, на сей раз не выявил никакого ухудшения качества черноморской рыбы. А в Анапу на летний отдых отправят детей сирот и инвалидов.

Но еще более удивительно, что власти не то, что не смогли найти за это время виновников катастрофы — они как-то вообще обходили молчанием этот вопрос. Хотя довольно быстро стало понятно, кому принадлежал мазут.