
Жительница Анапы участвует в устранении последствий экологической катастрофы: загрязнённый мазутом песок лопатами собирают в мусорные мешки, 18 декабря 2024 года
Фото: anapaofficial / Telegram
Не прошло и полутора месяцев с момента, когда в Черном море, в акватории Керченского пролива, потерпели крушение два танкера с мазутом: «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Оба танкера разломились пополам под ударами волн. Оба танкера имели класс «река-море» и по правилам не могли выходить в море при шторме. Оба танкера ждали в море разгрузки — вернее, перегрузки на морские танкеры, — порядка двух недель: как подозревают, потому, что перевозимый ими мазут был под санкциями. Оба танкера были построены более полувека назад, пережили реконструкцию в 90-х — как отмечают эксперты, не очень-то качественную.
Короче, вышли в море два корыта, упрямо не уходили, несмотря на надвигающийся шторм (не могли? команды не было?), оба развалились, как и положено дряхлым корытам. В результате в море вылилось 9,2 тысячи тонн мазута, и это не окончательная цифра, так как в танкерах еще остается мазут и откачать его полностью технически невозможно. Какова площадь загрязнения — тоже сказать трудно: мазут тяжелый, большая его часть опустилась на дно, но постепенно, особенно при штормах, будет всплывать и куда приплывет — зависит от волн, ветра и господа Бога. Пока, по данным Википедии, на середину января были загрязнены мазутом минимум 54 километра береговой линии Краснодарского края и 15 километров Крыма, но покрытых мазутом птиц находили и у берегов Грузии, а в Батуми гадают, дойдет ли мазут до его пляжей.
Живности вообще погибло немерено: даже выживаемость птиц, которых отмывали волонтеры, составляет 15%, а по данным оперштаба Краснодарского края — менее 7%. Погибли моллюски, дельфины, рыбы. морское дно, куда опустился мазут, видимо, вымерло полностью — а глубоководная флора и фауна Черного моря из-за высокой концентрации придонного сероводорода вообще небогата.
Вопреки бодрым реляциям чиновников о том, что последствия аварии будут устранены уже в 2026 году, экологи считают, что понадобится не менее десятилетия. Скорее всего, экологи правы: в 2007 году в том же Керченском проливе также из-за шторма разломился пополам танкер «Волгонефть-139». Тогда в море попало 1,6 тысяч тонн мазута и последствия аварии отмечались несколько лет.
При это власти почти неделю «не замечали» катастрофы — сбор загрязненного мазутом песка и мытье птиц осуществлялось силами волонтеров. Да и сейчас госорганы продолжают хранить удивительное спокойствие. Роспотребнадзор, регулярно бьющий тревогу то по поводу качества грузинских и молдавских вин, то по поводу турецких помидоров, на сей раз не выявил никакого ухудшения качества черноморской рыбы. А в Анапу на летний отдых отправят детей сирот и инвалидов.
Но еще более удивительно, что власти не то, что не смогли найти за это время виновников катастрофы — они как-то вообще обходили молчанием этот вопрос. Хотя довольно быстро стало понятно, кому принадлежал мазут.
И вот теперь официально: владельцем мазута является «Роснефть», страховщиками — ВСК и «Абсолют Страхование», допуск судов к плаванию дало ФАУ «Российское Квалификационное общество».
Это ответ Минтранса на запрос депутата Алексея Куренного, который он опубликовал в своем ТГ-канале. Кстати, лимит ответственности за загрязнение окружающей среды по обоим судам около 3 млрд руб, что выглядит просто скандально низкой суммой. Кто оплатит остальную сумму ущерба — а он явно будет исчисляться миллионами и не рублей? А непонятно. «Собственник судов в ответе профильного Министерства не назван», — пишет Куренный, обещая докопаться до истины.
Пока докопаться не удалось никому. Собственником танкера «Волгонефть-212» является ООО «Кама Шиппинг», танкера «Волгонефть-239» — ЗАО «ВолгаТрансНефть». Кто стоит за этим ЗАО-ООО — молчок. Какие-то Пупкин и сыновья, какие-то мутные связи, то ли бывшие, то ли существующие, с «Роснефтью». Но, как говорится, если что-то выглядит как утка, плавает как утка и крякает как она же — это утка и есть. Никаких пупкиных власти отродясь не отмазывали. Максимум — связи с местной администрацией могли помочь оттянуть справедливое возмездие. Но при катастрофах такого масштаба возмездие приходило неотвратимо — и было показательно мощным. А на этот раз — какое-то общее онемение и нервные движения хвостов, заметающих следы. Все больше растет убеждение, что к ответственности привлекут лишь капитанов — и на этом все. С чего бы это?
Да, в общем-то, понятно, с чего. С того, что у нас перед законом все равны, но некоторые равнее. С того, что эти некоторые непременно будут губить все, что могут. И не обязательно по злой воле. Просто нынче близость к власти означает и большие расходы по просьбам этой власти. И покрыть их можно только преференциями и экономией. Раньше хватало и преференций, но нынче времена тяжелые, санкционные, потому приходится экономить. Вот и идут старые развалюхи по штормовому морю, вот и бороздят дряхлые танкеры моря и океаны, подвергая опасности уже мировое судоходство и экологию множества стран.
Когда-то это должно было навернуться, вот и навернулось, и, не исключено, навернется еще: вот сейчас у берегов Индии стоят десятки танкеров с нефтью, попавшей под санкции США — а там вообще-то сейчас сезон штормов.
Так что не надо с восхищением рассказывать о том, как ловко российский бизнес обходит санкции. Во-первых, эта ловкость позволена только тем, кому вообще многое позволено. Во-вторых, эта вседозволенность и ловкость смертельно опасны для всего живого. И, наконец, не факт, что за все эти безобразия России еще не придется заплатить немалую цену. И как вы догадываетесь, платить будет не глава «Роснефти» Игорь Иванович Сечин, а рядовые российские граждане.
"Так что не надо с восхищением рассказывать о том, как ловко российский бизнес обходит санкции. ... эта вседозволенность и ловкость смертельно опасны для всего живого." Вот именно, спасибо за статью.
Спасибо за отзыв!