
Флаги стран-участниц Евросоюза
Фото: Philipp von Ditfurth / dpa / Global Look Press
Пока наблюдатели отходили от шока после пресс-конференции президента США Дональда Трампа, на которой он весьма жестко высказался об Украине и лично Владимире Зеленском, стало известно о том, что ЕС согласовал шестнадцатый пакет санкций в отношении России. Возможно, соседство этих новостей и случайно. Но, читая о параметрах согласованных мер, трудно отделаться от мысли, что в момент, когда переговоры в Эль-Рияде выводят Россию из политической изоляции, еврочиновники решили демонстративно усилить ее изоляцию экономическую. Другой вопрос — насколько это будет возможно при «новом курсе» Трампа.
Стоит отметить, что решение было принято единогласно послами всех 27 стран Евросоюза — на этот раз никаких возражений со стороны Венгрии или Словакии. По данным Financial Times, одобренный пакет будет официально принят на следующей неделе.
Новый пакет санкций сосредоточен на тех направлениях, которые оказались самыми болезненными для российской экономики. Это финансовая система: под санкции попадут еще 13 российских банков. Учитывая, что уже сейчас, после введения санкций США против Газпромбанка, оказались нарушены многие финансовые потоки, можно предположить, что новые санкции будут направлены против тех банков, которые используются для получения платы за проданную в обход санкций нефть или для оплаты ввозимой в Россию подсанкционной продукции.
О том, что именно «серые» поставки нефти оказались под прицелом нового пакета санкций, свидетельствует и то, что в санкционный список внесены 73 танкера «теневого флота» России.
Учитывая, как в последнее время Европой педалируется вопрос об угрозе экологии Балтийского моря со стороны российского «теневого флота», можно предположить, что этим танкерам придется искать маршруты подальше от европейских берегов — а это уже само по себе затрудняет и удорожает транспортировку подсанкционной нефти. А тут еще Швеция, Дания, Финляндия, Латвия, Литва и Эстония призвали Еврокомиссию снизить потолок цен на российскую нефть, установленный странами G7 на уровне $60 за баррель — не факт, что к ним прислушаются, но такая опасность будет висеть, — ситуация складывается так, что ЕС будет стараться как можно больше ограничить возможности России по получению доходов от экспорта нефти.
Кроме того, добавляет Reuters, под санкции попадет импорт первичного алюминия из России — прямой удар по Олегу Дерипаске и практически ничего не стоящая для Европы мера, так как поставки этого российского металла и так упали до минимума.
Традиционно будет расширен и санкционный список лиц и компаний, которых считает причастными к финансированию войны в Украине. Тут стоит еще раз обратить внимание на то, что Высший суд ЕС прямо сейчас впервые пытается сформулировать механизм выхода из-под персональных санкций.
Еще, по данным Reuters, ЕС запретит поставлять в Россию Playstation, xBox и другие игровые приставки (они могут использоваться для управления дронами).
Новость могла бы опечалить геймеров, но эти приставки в Россию экспортируются через страны Юго-Восточной Азии, прежде всего, Китай, а также через центральноазиатские страны, среди которых главным экспортером стал Кыргызстан. А для этих стран более важным является соблюдение американских санкций, а не европейских.
Пока нет конкретного списка подпадающих под санкции банков, компаний и персоналий, трудно сказать, насколько сильно новый пакет ЕС окажется на российской экономике. Однако уже по перечислению согласованных мер видно, что ЕС постарался сделать очередные ограничения как можно более болезненными. Это настораживающий признак, учитывая фон, на котором пакет согласовывался: есть опасения, что санкционные и другие меры в отношении России в ближайшее время будут приниматься (или отменяться) не исходя из логики и не в сотрудничестве ЕС и США, а в логике желания как можно больше уязвить друг друга. Вряд ли это послужит на пользу действенности санкционного давления на Россию.
Другой вопрос — насколько долго продержатся европейские санкции, если американцы отменят аналогичные? Сами США уверяют, что снятие санкций до заключения мирного соглашения по Украине и прекращения боевых действий не будет. Тут, правда, вопрос, что имеется в виду — соглашение о перемирии и прекращении огня или полноценный мирный договор? Если первое —
а что, если после перемирия Россия сумеет на выборах в Украине продвинуть своего кандидата «грязными» методами? США введут санкции снова или махнут рукой?
С другой стороны, ранее европейский комиссар по вопросам финансов Валдис Домбровскис заявил, что ЕС не будет отменять санкции против России, даже если на это пойдут власти США. Но для большей части неевропейских стран, как уже говорилось, американские санкции гораздо страшнее санкций ЕС. Не получится ли в этом случае так, что Евросоюз накажет больше собственный бизнес и экономику, чем экономику российскую? И как на это посмотрят избиратели, которые сейчас сразу в нескольких странах собираются на выборы?
Вряд ли сейчас найдутся ответы на эти вопросы, но можно исходить из логики того, что в США сейчас возобладал прагматичный подход, в котором главный вопрос — насколько та или иная мера хороша для США.
Если так, то, к примеру, санкции на российскую нефть, с одной стороны, ведут к тому, что цены на нее снижаются медленнее, чем могли бы (о росте говорить не стоит — долгосрочный тренд явно понижательный), а с другой — помогают США расширять экспорт собственной нефти. Что касается санкций на российский газ — как трубопроводный, так и СПГ, — Европе, по большому счету, этот газ нужнее нефти или алюминия. А вот США вряд ли будут готовы отказаться от того, чего Трамп добивался еще на своем первом сроке президентства — перехода Европы, в значительной мере, с российского газа на американский СПГ. Конечно, скорее всего на переговорах с США Россия будет настаивать на первоочередном снятии санкций именно с энергоносителей и банков, но тут уж вопрос искусства переговорщиков обеих сторон.
Пожалуй, самыми устойчивыми — и самыми болезненными для большинства российских граждан, что в России, что вне ее, могут оказаться европейские финансовые санкции.
Даже если США снимут свои аналогичные санкции, а Visa и MasterCard вернутся в Россию (заметим, что уход их был добровольным, а не из-за санкций), может оказаться, что в Европе по-прежнему нельзя будет воспользоваться ни карточками, ни переводами из российских банков, находящихся под европейскими санкциями. При этом для США эти проблемы будут совершенно несущественны — их-то банки будут свободны от ограничений. Вот только в Европе не так сильно распространены американские банки. Еще точнее — в Европе не американские банки, а их европейские «дочки», которые обязаны соблюдать законы как США, так и стран, в которых они работают. В общем, непростая может сложиться ситуация. Наверное, лучше бы никому не морозить уши назло соседу.