
Порт Тамань (Краснодарский край), 5 февраля 2025 года. Разборка танкера "Волганефть 239", затонувшего в Черном море 15 декабря 2024 года. Эта авария вызвала крупное загрязнение пляжей Анапы с тяжелыми экологическими последствиями и привлекла внимание многих стран к проблеме российского теневого танкерного флота
IMAGO/Vitaly Timkiv/ Scanpix
Власти Дании ужесточат правила прохода судов через свои проливы и усилят проверки нефтяных танкеров, объявило морское управление страны. В заявлении говорится, что решение было принято из-за возросшей активности старых российских судов, везущих нефть через датские воды. До сих пор в соответствии с с договором 1857 года, который разрешает свободный проход судов через Датские проливы, Дания проводила такие проверки только в тех случаях, когда суда заходили в порт, чего российские танкеры, как правило, не делали. Теперь проверяться будут и суда, которые стоят на якоре возле порта Скаген. Инспекции будут сосредоточены именно на танкерах, поскольку аварии с их участием могут иметь «особенно далеко идущие последствия для безопасности, здоровья и окружающей среды». Насколько это решение серьезно для экспорта российской нефти, особенно — нефти, продающейся выше «ценового потолка»? Спросили у старшего научного сотрудника Берлинского центра Фонда Карнеги Сергея Вакуленко.
— Для начала хочу спросить, как решение Дании усилить проверки танкеров, которые стоят на якоре возле порта Скаген, согласуется с имеющимися соглашениями о мирном проходе судов через Датские проливы?
— Речь идет о вполне конкретной якорной стоянке Скаген, которая находится в датских территориальных водах. Это самая верхушка Ютландского полуострова, там, где Дания больше всего вдается между Швецией и Норвегией. Что касается правил. В морском праве действительно есть правило свободного прохода. Но оно гарантирует только свободный проход, без остановки. И Копенгагенский договор 1857 года, и United Nations Convention on the Law of the Sea, UNCLOS 1982-го — это все только сугубо и исключительно про проход. А если судно хочет бросить якорь, постоять, получить какие-то услуги — это совершенно другая история, конвенция на это не распространяется.
Скаген — это удобная якорная стоянка, на которой часто происходит бункеровка в море, подвоз пресной воды, припасов, смена экипажей и так далее. Представьте себе: автобан и рядом с ним — большая парковка с заправкой, на которой фуры обслуживают. Это не город, это чистое поле, но место очень удобное. Так и Скаген. И там у Дании полная юрисдикция. Там, пока корабль плывет — ничего с ним сделать нельзя, имеет право идти. Как только остановился — все, режим уже другой. Понятно, что если остановка связана с технической неисправностью или с необходимостью переждать шторм — это одна история. А если с тем, чтобы услуги получить — датский король или его чиновники имеют право сказать: здесь действуют наши законы, наша полиция имеет право проверить судно, арестовать его, если оно, например, везет запрещенный груз и так далее.
— То есть, я правильно понимаю, что для танкеров, перевозящих российскую нефть, в этом решении Дании есть некоторые неудобства, потому что они лишаются некоторых возможностей, но проходить через Датские проливы в Балтику они по-прежнему могут беспрепятственно?
— — Именно так: некоторые неудобства появляются, но не запрет на проход.
— С вашей точки зрения, может ли это быть началом введения новых ограничений для российских танкеров? И сыграла ли роль во введении этих проверок авария с разливом мазута в Черном море?
— Не думаю, честно говоря. Разлив мазута в Черном море — это, конечно, удобный предлог для того, чтобы раздуть скандал, но все, кто в теме, понимают, что это совершенно разные истории — где танкеры «Волганефть» и где танкеры AFRAmax. Я уже писал как-то о реальном состоянии российского танкерного флота, в том числе их возрасте в связи с тем, что два танкера на Балтике потеряли ход: статистика говорит, что это было довольно рутинное и, честно говоря, не слишком опасное происшествие. Ну, вот сейчас, очевидно, опять пытаются нагнетать, чтобы доказать, что с российским теневым флотом надо кончать, потому что какие законы, когда на кону серьезная опасность экологии.
— Тем не менее, с вашей точки зрения, будет какое-то дальнейшее ужесточение, которое будет мешать, как минимум, а то и сокращать проходы российских танкеров через Балтику?
— Евросоюз, понятно, это все сильно раздражает, и Евросоюз все время ищет какие-то возможности что-то с этими танкерами сделать. Получится ли у него? Ну… пока не получается.
— А решение Дании ударит по экспорту российской нефти через Балтику?
— Пока, думаю, нет. Это может прибавить какие-то дополнительные затраты к эксплуатационным расходам, но это максимум.
— Если дальше условия прохода через Датские проливы будут ужесточаться — есть ли альтернативный маршрут для нефти, который сейчас экспортируется через Балтику? И для каких российских нефтяных компаний это будет наиболее чувствительно?
— Балтикой пользуются все, так что для всех это важно. Через Балтику проходит значимая часть морского экспорта российской нефти — порядка трети, а то и половины, это 1–2 млн баррелей в день. И перенаправить этот поток куда-либо будет затруднительно, он слишком большой. Понятно, что эти объемы мигрируют, когда-то через Черное море отправляется больше грузов, когда-то меньше. Хотя понятно, что на Черное море все балтийские объемы перекинуть невозможно — мощности портов, мощности трубопроводов не хватит.
— В Черном море тоже может быть неспокойно, как понимаю.
— Нет, в Черном море, я думаю, трогать танкеры не будут. Там КТК, через который идет нефть из Казахстана, а это Exxon и Chevron, так что создавать там проблемы российской нефти не будут — все же понимают, что если с нею что-то произойдет, то быстро возникнут проблемы с вывозом казахстанской нефти.
— А перекинуть объемы на Северный морской путь, который сейчас сильно пиарят?
— Так, чтобы попасть на Севморпуть, все равно надо пройти через Балтику. Сейчас обсуждается строительство трубопровода до порта Мурманск, но это пока разговоры.
— То если, резюмируя, можно сказать, что пока решение Дании особых проблем для российских танкеров на Балтике не создает, но если условия прохода для российских танкеров через Датские проливы будут ужесточаться, то перевести весь экспорт через Балтику на Черное море будет затруднительно. Так?
— Совершенно верно.
Большой лайк Сергею Вакуленко. Как всегда, системный охват проблемы и глубокая информированность по всем аспектам.
Но у меня сложилось впечатление, что Скагенский рейд - примерно как Тартус, только на Севере. Какие ещё есть места на тех маршрутах, подходящие для дозаправки и бункеровки? Так что датские меры не так уж безболезненны.
По поводу "свободного прохода". В морском праве вроде бы такого понятия нет, но есть понятие "мирный проход" (innocent passage). Проход считается мирным, если он не нарушает мир, общественный порядок и безопасность прибрежного государства- в частности, любой акт серьезного загрязнения, а российские танкеры сомнительны с точки зрения экологической безопасности. Кроме этого, при осуществлении мирного прохода запрещена любая деятельность, связанная со сбором любой информации, включая гидрографическую и научную. Тоже момент для проверки.