
Киев, 24 февраля 2024 года. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен на гибридной встрече лидеров Большой семерки, приуроченном к трехлетней годовщине вторжения России в Украину
Pool /Ukrainian Presidentia/Planet Pix via ZUMA Press Wire
В понедельник, как и ожидалось, ЕС и Великобритания ввели новые санкции. Они касаются «теневого флота», компаний, помогающих России обходить санкции в области электроники, а также российских чиновников, бизнесменов и пропагандистов. Между тем, большой бизнес в России готовится к деэскалации напряженности и скупке активов по «вкусным» ценам.
О шестнадцатом пакете санкций ЕС мы уже писали. Можно добавить только конкретики. Так, с 17 марта будет отключен SWIFT у следующих банков и финансовых учреждений:
- Ак Барс
- Уралсиб
- Точка
- Синара
- Росэксимбанк
- Национальный резервный банк
- Примсоцбанк
- ББР Банк
- Мирбизнесбанк
- Кузнецкбизнесбанк
- Кубань-Кредит
- НКО Петербургский расчетный центр
- РНКО Платежный конструктор
Под санкции попала также криптобиржа Garantex, зарегистрированная в Эстонии, однако имеющая российские корни: США ввели санкции против нее еще в 2022 году, заявив, что физически биржа базируется в Москве, в башне «Федерация», известной своими криптообменниками.
Введены европейские санкции против РАНХиГС и АНО Дирекция выставки достижений «Россия».
Под европейские санкции также попали:
- Владимир Евтушенков — владелец АФК «Система»
- Ян Новиков — гендиректор концерна «Алмаз-Антей»
- Вадим Бадеха — глава ОАК
- Альберт Авдолян — бизнесмен, известный как доверенное лицо Сергея Чемезова (а также как сооснователь мобильного оператора Yota)
- Вадим Старцев — глава НПО «Орион» (производство беспилотников)
- Борис Богатырев — гендиректор станкостроительного холдинга «Стан»
- Владислав Лобаев — создатель снайперской винтовки Лобаева
- Анатолий Турчак — гендиректор холдинга «Ленинец» (и отец секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака)
- Александр Захаров — владелец Zala Aero Group (производство беспилотников)
- Юрий Нимченко — сенатор, член комитета Совфеда по обороне
- Андрей Деркач — сенатор, член комитета Совфеда по обороне
- Сергей Карякин — сенатор Совфеда, шахматист
- Кристина Потупчик — пропагандистка и медиаменеджер
- Михаил Галустян — комик
- Никита Нагорный — гимнаст, олимпийский чемпион
Стоит отметить, что включение в европейский санкционный список российских «ястребов», пропагандистов и руководителей оборонных производств только на четвертый год войны вызывает некоторое недоумение медлительностью еврочиновнико — как и запаздывание санкций относительно американских. Кроме того, в отличие от санкций США европейские не являются блокирующими — если нет ограничений со стороны американского Минфина, компании могут работать вне европейского периметра.
Проблемы в основном возникнут с платежами через лишившиеся SWIFT банки — переправлять деньги из России в Европу становится еще сложнее.
Великобритания, в свою очередь, объявила о крупнейшем с момента начала войны пакете санкций. В него вошли:
- Авиакомпания S7 и ее владелец бизнесмен Владислав Филёв
- Роман Троценко — владелец «Новапорт Холдинг», контролирующего 22 российских аэропорта
- Наталья Тюрина — гендиректор «Царьград Медиа»
- Эдуард Худайнатов — бывший глава «Роснефти», владелец Независимой нефтегазовой компании
- Николай Буинов — основной акционер Иркутской нефтяной компании
- София Беличенко — владелица компании «Гок Энергококс», добывающей уголь на оккупированных территориях Украины
- АО «Авилон» — поставщик автомобилей для силовых структур РФ (принадлежит небезызвестному Александру Варшавскому)
- АО «Стройсервис» — один из крупнейших производителей угля в России
- 40 нефтяных танкеров теневого флота России
- ОАО «Керемет Банк» из Киргизии
- Импортеры товаров двойного назначения и поставщики российского ВПК
- Международные поставщики военной продукции для России из Китая, Тайланда, Германии и Киргизии
- Министр обороны КНДР Но Гван Чхоль и старшие офицеры Ри Чан Хо, Ри Сон Джин, Син Кум Чхоль
В целом, как и предполагалось, ЕС продемонстрировал намерение усиливать санкционное давление без оглядки на США. К нему присоединилась и Великобритания. Однако стоит признать, что ни европейские, ни британские санкции не смогут заменить американские, если, как обещает администрация Трампа, они будут частично отменены в случае перемирия.
Гораздо интереснее для многих российских и зарубежных инвесторов вопрос разморозки российских активов в европейских депозитариях с одновременной разморозкой в России активов зарубежных инвесторов. Кстати, не секрет, что среди зарубежных инвесторов немало российских бенефициаров, инвестировавших в российские акции и облигации через свои западные компании и офшоры. США вроде бы обещают активы разморозить, но это не в их власти: большая часть замороженных средств, как принадлежащих российскому ЦБ, так и инвесторам, находится в Бельгии.
В связи с этим интересна информация от осведомленного источника, участвующего на днях во встрече финансистов, в том числе, из банков российского ТОП-5. По его словам,
держатели крупных депозитов в крупных банках впервые с начала войны не скупают валюту несмотря на нынешнее укреплении рубля. И, как полагает источник, это свидетельствует о том, что «большие деньги» ожидают начала деэскалации напряженности.
«Разумеется, эти люди могут ошибаться — тем более, что сейчас все в руках непредсказуемого Трампа. Но вообще-то они ошибаются редко», — говорит источник.
По словам экономиста Сергея Петрова (псевдоним), логика этих «денежных китов» следующая. В случае, если перемирие все же будет заключено, часть санкций будет снята и, главное, произойдет взаимная разморозка активов между европейскими и российскими депозитариями, российский фондовый рынок, несомненно, резко упадет. «Большинство иностранных инвесторов с облегчением сбежит, примерно 10–20% российских — тоже сбежит из России», — говорит он. Однако вслед за резким падением, скорее всего, последует быстрый рост, связанный с дальнейшим снятием санкций и нормализацией ситуации.
Петров ссылается на опыт фондового рынка Германии в период с момента прихода Гитлера и до 1950 года. «Когда Германия в 1939 году оказалась под всеми возможными санкциями и ее финансовая система была практически отрезана от мира, немецкий фондовый рынок начал расти: гражданам просто некуда было больше вкладывать свои деньги. В 1944 году биржа закрылась и снова была открыта только в 1948 году — и тогда произошел мощнейший обвал. Однако уже через год рынок опять начал стремительно расти», — поясняет экономист.
Рост фондового рынка наблюдался и в Иране после введения санкций, отрезавших его финансовую систему от мировой. Примерно то же самое, полагает Петров, может произойти и с российским фондовым рынком:
«Скорее всего, среди крупных держателей депозитов в российских банках те, кто не может уехать или вывести эти деньги из России: кому по должности нельзя, а у кого и рыльце в пушку. Зато, скупив по дешевке активы в момент бегства выпущенных на волю иностранных капиталов, они могут получить прибыль, измеряемую не в десятках процентах, а в разах. И это с лихвой окупит неизбежное ослабление рубля».
Если эта информация верна, можно предполагать, что желание пойти на мировую со стороны российского руководства — не прикрытие для подготовки нового вторжения. «Среди крупных держателей депозитов — как правило, очень осведомленные и часто очень влиятельные люди», — утверждает источник, участвовавший во встрече финансистов. Так что «партия войны», похоже, проиграла — во всяком случае, на данный момент.
Еще один, практический вывод, можно сделать и для личных финансов. Во-первых, не стоит обольщаться нынешним взлетом котировок российских акций — после разморозки активов они, скорее всего, упадут. Кстати, российские облигации могут упасть еще больше — иностранные инвесторы вкладывались в основном в них.
Во-вторых, не стоит обольщаться и нынешним укреплением рубля. «Нынешний курс не слишком комфортен для бюджета, так как нефть сейчас стоит слишком дешево в рублях. А учитывая узость рынка и негласные рекомендации импортерам и, особенно, экспортерам, по продаже валютной выручке, нет сомнений, что российские финансовые власти в состоянии влиять на курс нужным для бюджета образом», — считает Петров.
И, наконец, в-третьих, если у вас есть замороженные российские активы (а покупали их через иностранных брокеров и обычные российские граждане), не стоит продавать их сразу после разморозки: скорее всего, через год-два они будут стоить гораздо дороже. Ну и тем, кто не потерял еще вкус к играм на российской бирже, можно попытаться поступить так же, как это собираются делать «денежные мешки». Если последние, конечно, в этот раз не ошиблись.