Хроника текущих событий. 05.06.09 – 21.10.09
5 июня. Европейский Центробанк (ЕЦБ) начнет в июле покупать на первичном и вторичном рынке обеспеченные облигации с рейтингом не ниже ВВВ, заявил накануне президент ЕЦБ Жан-Клод Трише. Объем программы составит 60 млрд евро ($85 млрд), срок действия – до июня 2010 г.
24 июня. ЕЦБ выделил коммерческим банкам еврозоны рекордные 442,24 млрд евро (более $622 млрд) кредитов. Кредиты выданы по ставке 1% сроком на год.
30 сентября. ЕЦБ заявил о выделении коммерческим банкам годовых кредитов на общую сумму €75,2 млрд под 1% годовых для увеличения кредитных потоков и помощи экономике еврозоны.
16 октября. Глава ЕЦБ Трише заявляет, что евро никогда не претендовал на роль мировой резервной валюты.
20 октября. Министры экономики и финансов стран еврозоны на совещании в Люксембурге в понедельник, 19 октября, решили обесценить собственную валюту с помощью Китая. Глава Минфина Франции Кристин Лагард (Christine Lagarde) заявила, что больше всего в Евросоюзе хотят укрепления доллара по отношению к другим валютам.
21 октября. Франция назвала дорогой евро катастрофой для европейской экономики.
Комментарий
Итого ЕЦБ выделил в июне – сентябре коммерческим банкам 517 млрд евро (по текущему курсу это около $770 млрд), а вдобавок обнародовал программу вброса в финансовую систему еще 60 млрд евро. А ведь считается, что евро дорожает в значительной мере потому, что ЕЦБ проводит гораздо более ответственную денежную политику, чем ФРС.
Когда Трише заявляет, что евро никогда не претендовал на роль мировой резервной валюты, он, конечно, хитрит – претендовал, претендует и будет претендовать. И именно надежда на достижение такого статуса во многом определяла действия ЕЦБ, в том числе и по удержанию процентной ставки на более высоком, чем в США, уровне. По факту нынешнее заявление Трише – это капитуляция перед национальными правительствами стран ЕС, озабоченными тем, что снова выросший курс евро наносит серьезный ущерб их и без того страдающим от мирового экономического кризиса экономикам. Евро – интересная валюта. Меньшая крепость (против тех же США) государственной конструкции ЕС объективно играет против евро, но в тоже время « у семи нянек дитя без глазу» – и глава ЕЦБ имеет возможность, играя на противоречиях стран-участниц, проводить достаточно самостоятельную валютную политику, не слишком оглядываясь на состояние национальных экономик – в противоположность ФРС.
Сразу же за заявлением Трише последовали сигналы со стороны национальных правительств – те недвусмысленно указали на то, что им нужны дорогой доллар и дорогой юань. А еще днем позже Франция обозначила дорогой евро как едва ли не основную причину тяжелого состояния дел в экономике ЕС.
Рынки, рассматривая перспективу валютной пары евро-доллар (и примкнувшего к нему юаня), привыкли принимать во внимание лишь действия американской стороны. И до определенного момента то был в целом верный взгляд на ситуацию. Но вот момент наступил – евро подорожал до 1,50. Вспомним, что в прошлый раз, год назад, на максимуме своей стоимости евро стоил почти 1,6 доллара. Но за прошедшее время экономика ЕС испытала мощный удар кризиса и граница минимально комфортного курса собственной валюты для стран ЕС проходит явно ниже прошлого максимума.
Как и два года назад, министры финансов ЕС решили попробовать убедить Китай ревальвировать юань, то есть фактически разорвать его привязку к доллару. То есть убеждать США на их взгляд, видимо, бессмысленно. Скорее всего, как и два года назад, Китай ответит отказом. Тем более, что тогда кризис только маячил на горизонте, а сейчас он бушует вовсю. Или же выставит свою цену такой уступки. Не маленькую цену. Очень высокую цену. И тут уж Европе придется выбирать – самостоятельно девальвировать евро или соглашаться на китайские условия.
То есть в игру вступил новый игрок, которого до того можно было держать за скобками. И в самом деле, ЕС является самой крупной пострадавшей от дорогого евро стороной – не может же он до бесконечности закрывать глаза на подобную ситуацию. Если откажутся помогать партнеры – останется действовать самим.