Над вышедшим недавно ограниченным тиражом календарем Women&Wine на 2010 год работал фотограф – и бывший специалист по бальзамированию – Стивен Элфик, использовавший прием фильма и одноименной пьесы Calendar Girls. Для 12 черно-белых кадров томно позируют не профессиональные модели, а обычные женщины; все доходы от продаж календаря пойдут в фонд Grapes for Humanity. Все натурщицы, на фото прячущие оголенные части тела то за виноградными кистями, то за бочками, – работницы винной индустрии Онтарио. Выпуск календарей со скупо одетыми сотрудницами, вообще-то зарабатывающими на жизнь не позированием ню, – модное поветрие, которое с равным энтузиазмом подхватывают международные авиакомпании и районные риэлтерские агентства. Вне зависимости от художественных достоинств Women&Wine, календарь – знак того, что все больше работающих в винной индустрии женщин чувствуют себя в этом когда-то бывшем почти исключительно мужском винном мире уверенно и даже готовы немного пошалить. Телеведущая, критик и одна из самых влиятельных женщин в винном мире, Дженсис Робинсон, вспоминала, что на заре ее карьеры – то есть примерно 20 лет назад – отношение к женщинам, намеренным превратить интерес к вину в профессиональный, могло быть откровенно агрессивным. Доброжелатели могли посоветовать увлеченным вином дамам не садиться не в свои сани, что сейчас, когда среди издателей винных журналов, виноделов и обладателей престижной квалификации Master of Wine становится все больше женщин, звучит даже немного трогательно. Женщины взяли реванш не только в профессиональном смысле. По данным организации Wine Market Council, объединяющей виноделов, импортеров, рестораторов и владельцев винных магазинов, более 63% продающегося в США вина покупают и пьют женщины. В 1994 году этот показатель среди женщин составлял 55%. В Британии рост продаж вина более чем на 30% в десятилетие с 1999 года связывают с активностью женщин: 70% британок регулярно пьют вино (среди мужчин, по данным компании Mintel, предпочтение вину отдают только чуть больше 60%). Если дома мужчины и женщины пьют примерно одинаково, то в ресторанах, барах и пабах женщины покупают вино больше мужчин. Но не регулярностью заказов пары бокалов совиньона в ресторане статистика объясняет влияние женщин на винный рынок. Решение о том, какая бутылка окажется в тележке во время похода в супермаркет, все чаще принимает женщина, живущая одна или занимающаяся покупкой еды для всей семьи. Вместо зрелища беспомощного мужчины, оказавшегося в «алкогольных яслях» (так маркетологи иногда называют отдел супермаркета, где продается спиртное), можно увидеть другую картину: покупательниц, уверенно направляющихся к нужной полке за конкретной бутылкой. Почти наверняка это то самое вино, которое покупалось уже не раз. В отличие от мужчин, женщины относятся к покупке вина гораздо прагматичнее. Они не хотят переплачивать, и, однажды найдя понравившийся бренд или стиль, часто остаются ему верны. Впрочем, стереотип о том, что женщины покупают только дешевое вино, «чтобы было, что выпить к ужину», неверен – среди коллекционеров вин число женщин тоже прибавляется. Другое популярное заблуждение – то, что дамы предпочитают потягивать белое вино. И в США, и в Европе более 50% регулярно пьющих вино женщин с доходом от среднего и выше предпочитают красные вина белым (в их пользу склоняется около 30%). Аналитики говорят о постепенном повторении тренда 40-летней давности, когда, например, в Америке более 80% потребляемых вин были красными. Спустя десятилетие мода переменилась – в том числе из-за популярных среди женщин теорий меньшей калорийности белых вин. Но практичное отношение женщин к вину не исчезло – я по опыту знаю, что на дегустациях мужчины, как правило, задают «технические» вопросы (например, о том, сколько и в каких условиях выдерживалось вино). Женщин же больше интересует, с какой едой вино лучше пить или где его хранить. Женщины меньше хотят вникать в подробности производства, но мгновенно вписывают вино в контекст каждодневной жизни: они редко воспринимают его вне сочетаний с едой или с каким-то поводом, чтобы открыть «ту самую» бутылку. Инстинктивную практичность женщин и их привязчивость к брендам виноделы и продавцы вина используют давно и делают это все более изобретательно. От специальной «женской» (в диапазоне от более яркой этикетки до бутылки из цветного стекла со щедрым использованием розовых тонов в оформлении) упаковки до придумывания рекламных кампаний специально для женской аудитории. Кто-то идет еще дальше – например, американский производитель La Cereza Winery выпустил вино Girlfriends и в тандем к нему – одноименную тонкую сигару. Не размениваясь на курительные принадлежности, американская компания Keyways Vineayrd замахнулась на целую женскую жизнь, выпустив линейку вин Femina Vita. Это – не первый опыт виноделов в вине специально для женщин: они уже выпускали на рынок игристый шираз в дамском вкусе. Но и это оказалось не пределом. Винодельня начала организовывать целые «женские дни», когда туристический визит на виноградники превращается в неспешные выходные с дегустациями, занятиями йогой и гастрономическими курсами. В каком-то смысле это – признание того, что для женщин вино, в первую очередь, повод для общения, эмоциональная смазка, а не долгое переваривание тонн специальной литературы и следование советам высоколобых критиков. Хорошо это или плохо? По крайней мере, честно. И, вопреки женской натуре, довольно постоянно – среди аудитории винного журнала Decanter число женщин с 1988 года по сей день составляет все те же 8%.