об итогах первого года кризиса:
Для моего бизнеса, не глобально для полиграфии, год был очень успешным. Мы за этот год парк оборудования увеличили. Несмотря на то, что год был непростым и финансовом смысле, дефицит сохраняется, тем не менее, за счет того, что большое количество компаний разоряется, мы умудрились докупить оборудование. Последнее наше приобретение – в 6 раз дешевле, чем если б мы брали в докризисное время. За счет этого мы увеличили объем производства достаточно сильно, расширили ассортимент производства, так что я себя чувствую очень удовлетворенным этим годом. В прошлом году то же самое было бы сделать крайне сложно.
Провалы у нас были стандартные – летний период. Когда все в отпусках, полиграфия не требуется. И есть проблемы неплатежей, компании не все готовы работать. И есть крупные компании, которые закрылись и исчезли из поля моих клиентов.
Заказы стали глобальнее, маленькие практически пропали. В целом заказы выросли по объемам. За счет того, что стало меньше маленьких заказов, уменьшилась выручка. Маленькие дают больший доход, но изменения в целом не принципиальные. И от одного направления я отказался, закрыл направление цифровой печати, это уже не рентабельно.
Своих крупных, глобальных упущений я не вижу. Мелкие вижу: не потребовал подписания договора с обязательствами по платежам где-то, такие вещи есть. Но, тем не менее, сейчас у меня остался один неплательщик из пяти. В конце сентября, как я планирую, я закрою самые большие неплатежи. В общем, это решения переговорные. В целом стратегических ошибок не было.
Поскольку мы открыли несколько новых направлений, то сейчас я рассчитываю на рост. Я знаю, что закрываются компании. И рынок сотрудников подешевел, раза в два, практически. Я сейчас расширю штат, и те специалисты, которые в прошлом году стоили 70 000 или 60 000, сейчас вполне покупаемы тысяч за 25 000 – 30 000. В принципе, это хорошо, потому что для меня это шанс присмотреться к человеку, до того как его цена вырастет.
По аренде у нас нет изменений, ни по одному объекту нам не снизили аренду. Центральный офис у нас на Якиманке, там цены не упали совсем, а производство и так было в бюджетной зоне. Там тоже сильно не подвинулись, процентов на 10, копейки какие-то, это не принципиальная цифра.