Период относительного спокойствия усыпил бдительность правоохранительных органов. До трагических событий 29 марта московское метро взрывали последний раз в августе 2004-го, то есть с тех пор прошло почти 6 лет. Люди тоже отвыкли от столь серьезных потрясений и успели позабыть прежний страх перед тем, что им предстоит спускаться в метро. Сейчас очевидно, что война с террористами продолжается, и государство должно как-то отвечать на новый всплеск террористической угрозы. Таким ответом стало подписание указа «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». Большинство мер, перечисленных в указе, соответствуют текущим вызовам, когда, к сожалению, есть все основания предполагать, что могут произойти новые теракты. Возможность осуществления столь масштабного проекта в российских условиях, конечно, не может не вызывать сомнений. И дело не только в том, что страна огромная, и великое множество транспортных и инфраструктурных объектов (воздушных, наземных, подземных, водных) потенциально могут стать местом новой трагедии. Сложность еще и в том, что потребуются серьезнейшие денежные вложения для того, чтобы закупить необходимое техническое оборудование для слежки, обеспечения безопасности и установить это оборудование на всех объектах. Даже если необходимые средства будут найдены, как всегда, встанет вопрос об эффективности их использования. Даже закупить и установить металлоискатели для транспорта в федеральном масштабе – задача сложнейшая, а новый президентский указ предполагает реализацию гораздо более комплексных и масштабных мер. С другой стороны, технологические возможности страны постепенно увеличиваются, и есть приличное число отечественных компаний, которые могли бы предоставить свои разработки по обеспечению безопасности на транспорте. Например, это касается систем слежения за железной дорогой. Скажем, на самой загруженной Октябрьской магистрали система наблюдения обошлась бы на порядок дешевле, чем какой-нибудь новый «Сапсан», и, возможно, это позволило бы предотвратить катастрофу «Невского экспресса» или хотя бы сильно помочь следствию. Поводом для скепсиса относительно будущего безопасности на транспорте также служит активная критика работы МВД и планы по реформированию ведомства. Очевидно, что полноценное воплощение указа президента об обеспечении безопасности населения на транспорте невозможно без качественной работы правоохранительных органов. Да, никто не спорит о том, что есть в России много честных милиционеров, которые с достоинством выполняют свой долг. Вместе с тем, думаю, ни для кого не секрет, что хватает и преступников в милицейской форме, которые мало того, что недостаточно ответственно относятся к своим должностным обязанностям, так еще и сами зачастую нарушают закон, способствуя процветанию в стране коррупции и бесправия. Иными словами, учитывая проблемы в работе МВД, огромные масштабы страны и необходимость значительных денежных вложений, сложно поверить в то, что президентский указ как-то серьезно изменит ситуацию. С другой стороны, наверное, было бы еще хуже не предпринимать никаких действий, расписавшись в собственном бессилии. Двигаться в направлении повышения транспортной безопасности, определенно, нужно. Правда, меня, как и, уверен, многих других, не может не смущать тот факт, что такой указ мог быть подписан гораздо раньше, и если бы над проблемой обеспечения безопасности на транспорте начали всерьез работать хотя бы пару лет назад, уже сегодня мы могли бы увидеть первые плоды, а взрывов 29 марта и вовсе, возможно, удалось бы избежать. К сожалению, так чаще всего и происходит в России. Пока гром не грянет, ничего не происходит. И вот – очередной пожар, теракт или техногенная катастрофа, и сразу начинаются громкие заявления, проверки, доклады, обсуждения законопроектов… Произошли взрывы в метро, и тут же вводится повышенный режим безопасности в подземке. На станциях «Парк культуры» и «Лубянка» дежурят усиленные наряды. Но, к несчастью, все, что случилось, уже случилось, через несколько месяцев усиленный режим работы правоохранительных органов прекратится, и все опять вернется на круги своя. До следующий трагедии. Или вспомним пожар в Перми. Начались проверки ночных клубов по всей стране. И почему-то в суматохе чиновники забыли, что гореть могут не только ночные клубы, но еще и школы, больницы, супермаркеты, кинотеатры, стадионы, офисные и складские помещения… И во всех случаях надо думать о пожарной безопасности. Или вот в питерском метрополитене обрушился козырек. И тут же сообщили: «Мы проверим все станции, где есть такие козырьки». А что мешало это сделать раньше? Сгорел ночной клуб – проверим все ночные клубы. Обрушились перекрытия в пятиэтажке – проверим все пятиэтажки в этом районе. Чиновникам не хватает комплексного подхода. Они почему-то всегда реагируют на сигнал, действуют постфактум, когда катастрофа уже произошла. Хотя, замечу, что смысл их работы заключается в том, чтобы не допускать такие катастрофы и трагедии. Чем занимаются районные администрации, региональные чиновники, сотрудники милиции и прочие ответственные лица? Если бы каждый из них работал на сто процентов, скорее всего мы никогда бы не узнали ни о взрывах в метро, ни о «Хромой лошади», ни о крушении «Невского экспресса» и еще сотнях трагедий. Как говорится в пословице, иногда отсутствие новостей – это хорошие новости.
Транспорт и другие риски России
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Поводом для скепсиса относительно будущего безопасности на транспорта также служит активная критика работы МВД и планы по реформированию ведомства
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...