Всего в России насчитывается 1120 компаний с госучастием. Среди них как монополии: «Газпром», РЖД, «Транснефть», так и просто гиганты отечественной экономики: «Роснефть», «Связьинвест», «РусГидро», «АвтоВАЗ», «Аэрофлот», Сбербанк, ВТБ. А также компании поменьше, но все равно с выручкой, исчисляемой десятками миллиардов рублей у каждой: «ВСМПО-Ависма», «Уралвагонзавод», АКБ «Сухой» и др. Как вы заметили, я указал только тех, кто производит либо преимущественно гражданскую продукцию, либо, будучи предприятием оборонного профиля, является крупным экспортером. Рассмотрим показатели деятельности контролируемых государством грандов российской экономики:

Наименование Доля государства Выручка, млрд руб.
2007 2008 2009
«Газпром» 50% 2 371 2 537 2 287
«Роснефть» 75,2% 1 254 1 716 1 493
«Транснефть» 78,1% 222 248 330
РЖД 100% 1 016 1 049 838
«РусГидро» 61,4% 81 108 79
«Связьинвест» 75% 244 252 261
«АвтоВАЗ» более 50% 187 192 88
«Аэрофлот» 51,2% 77 95 90
ВСЕГО  
5 452 6 197 5 465
Дивиденды  
56 53 13
Дивиденды, % от выручки  
1,0% 0,9% 0,2%

В России, как известно, и государственные, и частные компании платят одни и те же налоги. А дополнительная польза госсектора для граждан заключается либо в том, что помимо налогов госкомпании платят государству как своему акционеру дивиденды, либо в более низком уровне цен на производимую ими продукцию (например, в Иране и в большинстве нефтеэкспортирующих стран Персидского залива бензин стоит в разы дешевле, чем в США или ЕС). Либо в дивидендах и низких ценах вместе. А что в России? Сколько принесли бюджету отечественные гиганты? Смотрим: В 2009 году госкомпании выплатили в качестве дивидендов в бюджет около 13,4 млрд руб., в 2008 году – 53,2 млрд, в 2007 году – 55,6 млрд руб.

Таким образом, в 2007–2008 гг. госкомпании (без банков) с совокупной выручкой в 5,5–6,2 трлн руб. выплатили государству всего порядка 1% выручки. 2009 год можно не считать: только что вице-премьер Шувалов заявил, что с госкомпаний потребуют повысить размер дивидендов. Но очевидно, что и в этом случае выплаты вряд ли превысят стандартный 1%. Вывод: для госбюджета России принципиальной разницы между государственными и частными компаниями нет. Вопрос. А в чем тогда смысл для граждан и экономики России существования ГОСКОМПАНИЙ? – газ уже стоит почти столько же, сколько в США; – электричество близко к тому, а с планируемым «Газпромом» повышением цен на газ будет дороже; – бензин стоит почти столько же, сколько в США; – авиабилеты в пересчете на километраж даже дороже; – услуги связи – близко к США. Гора родила мышь. В чем смысл существования горы? Видимо, не в пользе для народа России, но, раз уж гора существует, – в пользе для отдельных ее граждан. С другой стороны, эти компании можно выгодно продать. И вырученными деньгами компенсировать потери вкладчикам Сбербанка, понесенные ими в ходе гиперинфляции 1991–1992 гг. Необходимое отступление про «Газпром» и низкие цены на газ в России. Тут самое время вспомнить о том, что монополист в течение многих лет удерживал внутренние цены на газ на уровне значительно более низком, чем при поставках на экспорт. Аргумент? На первый взгляд, да. Но если подумать, то встает вопрос: сколько еще газпромовского газа мог потребить сверх уже поставляемых «Газпромом» объемов его главный рынок сбыта – Европа? Ответ – по текущим высоким ценам, видимо, совсем немного. Значит, нельзя считать, что весь не потребляемый Россией газ «Газпром» мог бы: А) продать на экспорт; Б) продать по высоким ценам. Нельзя даже сказать, что какую-то весомую часть от 300 с лишним млрд кубометров, ежегодно поставляемых «Газпромом» на российский рынок, тот мог «перекинуть» в Европу. Таким образом, имеет смысл не принимать во внимание экспортные цены и вести речь сугубо о внутреннем рынке. Точнее, о его покупательной способности. Все 90-е годы экономика России испытывала серьезные трудности, но и привязанные к нефти цены на экспортный газ были весьма низки: средняя цена на нефть в 1990–1999 гг. составила $17 за баррель, а средняя экспортная цена на газ – порядка $65 за 1000 кубов. Вот данные из исследования «Ренессанс Капитала» (2002 год, стр. 15), базировавшегося на отчетности «Газпрома»:

Год 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Россия (USD/тыс. кубов) 42,7 39,4 23,2 9,3 9,1 11,7
Дальнее зарубежье* 39,8 46,1 39,8 32,8 60,9 70,2
Россия/дальнее зарубежье, % 100,4 79,6 53,6 26,3 13,6 14,9
* за вычетом налогов и транспорта

Как мы видим, до 1998 года стоимость реализации газа на внутрироссийском рынке для «Газпрома» мало отличалась от поставок на экспорт. Разрыв начал расти лишь после девальвации 1998 года и введения двухлетнего моратория на рост тарифов «Газпрома», действовавшего в 1999–2000 гг. Средняя цена поставок газа на внутренний рынок России в 2000-е составляла порядка $50 за 1000 кубов. Базой для понимания покупательной способности российского рынка является тихо прикрытый в 2009 году «Газпромом» эксперимент по торгам газом на «газовой бирже» – электронной торговой площадке «Межрегионгаза», где торги проводились в 2007 и 2008 гг. (продано 7 млрд и 6 млрд кубов соответственно), и превышение цены над регулируемыми составило не более 38%. При этом стоит помнить, что в отличие от нефтяных компаний «Газпром» имеет серьезные налоговые преференции со стороны государства (например, в ставке НДПИ), в немалой степени компенсирующие ему более низкие внутрироссийские цены. Вывод: говорить о том, что «Газпром» даже в 2000-е дотировал российскую экономику надо с большой осторожностью.