Ни для кого не секрет, что основную работу по подготовке проекта программы утилизации грузовиков выполнили на «КамАЗе». На сайте компании до сих пор размещена анкета для изучения мнения потребителей о параметрах этой программы. Но одного этого факта явно недостаточно, чтобы заявлять об игре в одни ворота. О том, каковы будут условия утилизации грузовиков и автобусов, общественности на сегодняшний день известно очень мало. Чуть-чуть приоткрыла завесу тайны глава МинэкономразвитияЭльвира Набиуллина. На поддержку программы планируется выделить 2–3 млрд руб., премии за утилизацию могут быть от 60 000 до 350 000 руб. в зависимости от типа машины. Теоретически, государственная поддержка программ утилизации автомобилей должна позволить потребителю самому решать, кому из конкурентов среди отечественных производителей отдать предпочтение. Очень демократично и по-рыночному может получиться. Но практика всякий раз расходится с теорией. Основная причина – отсутствие конкуренции как таковой среди российских грузовиков. Особенность и главное отличие грузового рынка от рынка легковых автомобилей состоит в том, что деление на классы здесь происходит по вполне рациональному критерию – грузоподъемности, а не по степени удовольствия от перевозки «себя любимого». Поэтому допускать к программе главным образом по критерию «цена» вряд ли получится. Что такое легкий грузовик в России? Это – «Газель». Активно набирает обороты Fiat Ducato от Sollers. Что в среднем классе? ГАЗ, ЗиЛ, «КамАЗ». «Урал» (тоже в Группе ГАЗ). Что в тяжелом классе? «КамАЗ». Есть еще, правда, модели, «собранные в России». Поэтому поделить деньги придется, фактически, между «Группой ГАЗ», «КамАЗом». Конечно, что-то перепадет и ЗИЛу, и, возможно, Sollers. Цена грузовика повлияет только на размер премии. Очевидно, что минимальная премия в 60 000 руб. предусмотрена для «Газели», цена которой начинается в районе 385 000 руб. А максимальная, в 350 000 руб. – для« КамАЗа». Один «КамАЗ» может стоить от 1 400 000 до 2 100 000 руб. Арифметические упражнения с этими цифрами показывают, что компенсироваться государством будет от 15 до 20% стоимости новой машины. Это разумно, поскольку действительно может заинтересовать покупателей. В прошлом году, по признанию генерального директора ОАО «КамАЗ» Сергея Когогина на годовом собрании акционеров компании, 6000 из проданных 13 000 на свободном рынке грузовиков пришлось продавать со скидкой 20–30%. Очевидно, что делить бюджетные деньги на утилизацию по количеству выпущенных грузовиков не будут. Слишком разные весовые категории. В «КамАЗе» раз в десять больше металлолома, чем в «Газели». Значит, в ход пойдут деньги. «Группа ГАЗ» озвучила планы довести производство «Газели» в 2010 году до 65 000 штук. При средней цене за одну машину около 400 000 руб. можно ожидать выручку в размере 26 млрд руб. ОАО «КамАЗ» недавно скорректировала прогноз производства на 2010 год до 34 000 штук. Приняв за среднюю цену одного тяжелого грузовика 2 млн руб., получим ожидаемую выручку в размере 68 млрд руб. Названные цифры выпуска грузовых автомобилей двух марок в сумме уже превышают прогноз ОАО «АСМ-Холдинг» по выпуску 80 000 отечественных грузовиков в 2010 году. Поэтому, сколько «оставить» другим моделям, решать непросто. «Группа ГАЗ» со среднетоннажными автомобилями и АЗ «Урал» могут добавить к цифрам около 12 000 машин. Это даст выручки около 8,5 млрд руб. Допустим, Sollers тоже достигнет намеченного, выпустит 15 000 грузовиков и справится с локализацией производства При средней цене около 700 000 руб. выручка от продаж может составить 10,5 млрд руб. При таком раскладе получается, что на «КамАЗ» приходится не меньше 60% всей выручки от ожидаемых продаж грузовиков в 2010 году. Значит, такая доля государственного пирога от утилизации ему и достанется. Это при оптимистичных планах Sollers увеличить продажи практически вдвое в сравнении с 2009 годом, что значительно превышает темп роста рынка. Так что «КамАЗ» может рассчитывать и на большее. Из расчетов следует также, что при выделении из бюджета на 2011 год 2–3 млрд руб. на поддержку программы утилизации грузовиков производители могут рассчитывать на 9–18% прироста годовой выручки. Рассчитывать могут. Но опыт утилизации легковых автомобилей показывает, что бюджетные деньги движутся очень нелегко. Видимо, тянуть этот воз придется практически в одиночку «тяжеловесу» Сергею Когогину.
Один на один с утилизацией
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Программа утилизации грузовиков и автобусов, если она будет принята, поможет, в основном, «КамАЗу». Хотя битва за бюджетные средства все-таки может состояться.
Оставлять комментарии могут только подписчики.
Если у вас уже есть подписка,
авторизуйтесь.
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...